![]() |
|||||
|
![]()
|
Сварка кузовных деталей
Основными повреждениями, с которыми кузова поступают в ремонт, являются усталостные трещины, коррозионные разрушения, а также деформации, полученные в дорожно-транспортных столкновениях. Ни одно из них не может быть устранено без сварки. Выбор способа сварки при ремонте имеет большое значение, как с точки зрения качества сварного шва, так и производительности сварочных работ. Ручная дуговая электросварка широкого применения не находит, так как получить сварной шов удовлетворительного качества при сварке стальных листов толщиной 0,7-1,0 мм не представляется возможным. Наиболее перспективной в кузовном ремонте является контактная сварка. При этом качество сварной точки в большой степени зависит от качества зачистки свариваемых кромок. Вместе с тем продолжает применяться в технологии ремонта кузовов газовая сварка для выполнения прихваток, нанесения латунных припоев в местах концентрации напряжений кузова и ряда других операций.
Существуют стационарные посты газовой сварки с централизованной разводкой ацетилена и кислорода и передвижные посты, укомплектованные тележкой с двумя баллонами, снабженными редукторами типа БКД-50 для редуцирования кислорода и БАД-5 для редуцирования ацетилена по ГОСТ 6268-78. Шланги изготавливаются из вулканизированной резины с тканевой прослойкой и нитяной оплеткой снаружи, отделанные резиновым слоем по ГОСТ 9356-75. Наружный слой ацетиленовых шлангов красного цвета, а кислородного – синего цвета. Горелки сварочные служат основным инструментом при ручной газовой сварке, позволяющие регулировать тепловую мощность пламени путем изменения расхода горючего газа и кислорода. Для сварки тонколистовых металлов (0,7–2,0 мм) применяют горелки малой и средней мощности типа Г2 и Г3 с наконечниками №1, №2 по ГОСТ 1077-79Е. Малые горелки имеют массу 0,7 кг и рассчитаны на работу с диаметрами газовых каналов ниппелей 4,5 мм, средние горелки имеют массу 1,2 кг и рассчитаны на работу с диаметрами газовых каналов ниппелей 7,0 мм. К недостаткам газовой сварки следует отнести значительные коробления свариваемых деталей, их перегрев и большую трудоемкость доводки поверхности. В последнее время широкое распространение в кузовном ремонте получила полуавтоматическая сварка в среде защитного газа. Характеристики некоторых рекомендуемых сварочных полуавтоматов приведены в таблице 1.
Табл. 1. Характеристики сварочных аппаратов.
|
Тип п/автомата | Напряж. сети | Номин. свар. ток при ПВ=60% | Диаметр электр. пров., мм | Скорость подачи электр. пров. м/мин | Источник питания |
А-537Р | 380 | 150 | 0,8-1,2 | 1,8-5,5 | ВС-200 |
А-547У | 380 | 300 | 0,8-1,2 | 1,8-7,5 | ВС-300 |
ПДГ-301 | 220/380 | 315 | 0,8-1,2 | 3-12 | ВДГ-301 |
ПДГ-303 | 220/380 | 315 | 0,8-1,2 | 3-12 | ВДГ-301 |
ПДГ-305 | 220 | 315 | 0,8-1,4 | 1,2-12 | ВДГ-302 |
А-825М | 220/380 | 300 | 0,8-1,2 | 1,2-10,3 | ВС-300 |
А-1230М | 380 | 315 | 0,8-1,2 | 2,4-12 | ВДГ-302 |
СВАП | 380 | 140 | 0,8 | 4-11 | - |
Кемпомат 163С | 380/220 | 140 | 0,6-0,8 | 0-11 | - |
При этом виде сварки в зону дуги подается защитный газ, струя которого, обтекая электрическую дугу и зону сварки, предохраняет металл от воздействия атмосферного воздуха, окисления и азотирования. В качестве защитного газа чаще всего используется газ СО2 ГОСТ 8050-85. >А поскольку он не является абсолютно нейтральным, то с целью уменьшения окислительного воздействия свободного кислорода, применяют электродную проволоку с повышенным содержанием раскисляющих присадок (марганца – Г, кремния – С) типа Св-08ГС-О или св-08Г2С-О по ГОСТ 2246-70.
Таким образом достигается равнопрочность сварного шва и основного металла. Омеднение сварочной проволоки (индекс О) гарантирует её сохранность от коррозионного повреждения при хранении, обеспечивает надежный электрический контакт в токоподающем механизме аппарата, дает надежную дугу. При этом получается беспористый шов с хорошими механическими свойствами. Диаметр проволоки 0,8 мм для сварки панелей кузова выбран как оптимальный для основных толщин металла и нагрузок на сварочные полуавтоматы. Сварочные полуавтоматы позволяют выполнять шов во всех пространственных положениях, что является важным при ремонте кузова легкового автомобиля.
[1]...[2]