|
Дарья Ефимовна Гусятникова Защита прав водителя
Однако в случае, если действительно имеет место существенный недостаток автомобиля, то иски потребителя подлежат удовлетворению. Кроме того, обратите внимание на следующие особенности.
Очень важной по информативности является инструкция по эксплуатации, которая должна содержать основные требования к безопасному, правильному, эффективному использованию товара. Закон РФ «О защите прав потребителей» предусматривает освобождение продавца (изготовителя, исполнителя) от ответственности в случае, если ненадлежащее качество товара, услуги произошло вследствие обстоятельств, за которые он не отвечает (в том числе нарушение потребителем правил эксплуатации изделия). Но в соответствии с судебной практикой и исходя из норм законодательства должно быть доказано или быть очевидным, то потребителю было известно о тех правилах эксплуатации, которые он нарушил. Продавцу предоставлено право донести до потребителя информацию в любом объеме, в том числе, превышающим тот, который представлен изготовителем, если эта информация является достоверной. И если Вам предоставлены документы, содержащим информацию о правилах использования автомашиной, но отсутствуют какие-либо данные, которые впоследствии явились причиной поломки автомобиля, то в этом Ваша вина как потребителя исключается.
Так, Президиумом Верховного суда РФ (определение от 23.05.2001 г. № 25 пв-01) были оставлены в силе решения всех нижестоящих судов, которые удовлетворили иск потребителя о возврате ему денежных средств за приобретенный автомобиль ненадлежащего качества и компенсации понесенных в связи с этим убытков.
Ростовский союз защиты прав потребителей обратился в суд в интересах Рычанова Р.С. с иском к ООО «Корпорация „ЕЛАЗ-ДМ“ о расторжении договора купли-продажи некачественного автомобиля, имеющего существенный производственный недостаток.
В подтверждение заявленных требований указал, что 11.01.1998 г. Рычанов Р.С. приобрел автомобиль «Шевроле-Блейзер 3506» выпуска 1997 года, производителем которого является ООО «Корпорация „ЕЛАЗ-ДМ“, у ООО „Автосалон“ в г. Ростове-на-Дону. Изготовителем на автомашину был установлен 12-месячный гарантийный срок.
В связи с тем, что 27 июля 1998 г. двигатель автомашины вышел из строя, а ответчик не принял мер к устранению поломки автомашины, Ростовский союз защиты прав потребителей просил суд взыскать с ответчика стоимость автомобиля, расходы по делу, компенсацию морального вреда.
Рычанов Р.С. предъявил самостоятельный иск к ООО «Корпорация „ЕЛАЗ-ДМ“ с теми же дополнительными требованиями, ссылаясь на то, что поломка двигателя имела место по вине изготовителя в результате конструктивных и технологических недостатков. Кроме того, он был введен в заблуждение недостоверной информацией об автомобиле „Шевроле-Блейзер“.
Корпорация «ЕЛАЗ-ДМ» исковые требования не признала, указывая, что поломка двигателя произошла по вине самого потребителя, нарушившего правила эксплуатации автомашины.
Решением Ростовского областного суда от 5 октября 2000 г. исковые требования удовлетворены частично: взысканы с ООО «Корпорация „ЕЛАЗ-ДМ“ в пользу Рычанова Р.С. стоимость автомашины – 487200 руб., неустойка в размере 201000 руб., компенсация морального вреда – 5000 руб., расходы по делу – 2400 руб. В остальной части заявленных требований отказано.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 22 января 2001 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы протеста, Президиум Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене судебных постановлений.
Разрешая данное дело, суд правильно исходил из того, что в соответствии с положениями Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» при обнаружении недостатка товара ответственность потребителя возникает при наличии одновременно следующих условий: потребитель был надлежащим образом информирован о качестве товара и правилах его эксплуатации (при этом в силу п. 2 ст. 12 указанного Закона необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара); потребитель, имея полную информацию о правилах эксплуатации товара, допустил нарушения этих правил (ст. ст. 10, 13, 18).
Судом установлено, что в «Руководстве для владельца», выданном Рычанову Р.С. при покупке автомобиля «Шевроле-Блейзер», отсутствовала информация о марке допускаемого для использования бензина и его качественных показателях, а имелось лишь предупреждение о том, что при использовании бензина марки, отличной от рекомендуемой, могут ухудшиться рабочие характеристики автомашины и выйти из строя система впрыска топлива в двигатель. ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75
| |