Знакомство с автомобилем
187
«змейки» на гладком скользком покрытии. Вначале рекомендуется ра
зогнать автомобиль и перейти на 2ю передачу, затем искусственно с
помощью резкого поворота рулевого колеса и увеличения подачи топ
лива вызвать занос задней оси, затем с помощью руления и дроссели
рования стабилизировать движение автомобиля и тут же перевести
занос в противоположную сторону. После твердого овладения навы
ками стабилизации движения автомобиля и управления заносом уве
личивают скорость выполнения данного упражнения до 40–50 км/ч.
После этого следует отработать технику движения в заносе по кругу
и эллипсу. Это упражнение позволяет закрепить технику управления
и контроля заноса с помощью руления и дросселирования. Задача
упражнения состоит в удержании автомобиля в заносе на дуге опреде
ленного радиуса. Это достигается подбором угла поворота управля
емых колес и степени открытия дросселей.
Управляемый занос может быть вызван также предварительным
поворотом рулевого колеса в сторону, противоположную кривой доро
ги (контрсмещение) с последующим обратным вращением рулевого
колеса в сторону поворота.
Необходимо подчеркнуть, что во всех случаях поворотов водитель
не касается педали тормоза на дуге закругления, так как это тут же
приведет к потере управляемости автомобиля. На скользкой дороге
автомобиль может даже скользить не по дуге, а прямо с повернутыми
колесами, если пользоваться педалью тормоза. Для лучшей устойчиво
сти корпуса на повороте левой ногой нужно упереться в пол или надко
лесную арку кабины и плотнее прижать спину к сиденью, вытянув
руки. Правая нога на педали дросселей.
Следует подчеркнуть, что указанные приемы требуют специальной
и длительной тренировки на автодромах, применять их без подготов
ки опасно да и не всегда возможно изза интенсивного движения на
дорогах. Поэтому наиболее безопасный и верный способ предотвра
щения возникновения критических ситуаций — это предельное внима
ние при движении на дорогах и обязательное выполнение требований
дорожных знаков.
Если имеется встречный транспорт, то все указанные способы
выхода из критических ситуаций, разумеется, неприемлемы. Рекомен
довать в этом случае водителю чтолибо трудно, так как все зависит
Энциклопедия начинающего автомобилиста
188
от конкретных условий: состояния дороги, наличия уклонов и вира
жей, больших деревьев, дорожных ограждений, пешеходов, ширины
и состояния обочины, ее крутизны и других факторов. Однако в лю
бом случае при наличии встречного транспорта водитель обязан ис
кать выход из критической ситуации только на своей полосе, не
подвергая опасности других участников движения. При этом иногда
лучше съехать с дороги, не входя в опасный поворот, или даже свер
нуть в другую сторону. В общем, в этом случае действуют по правилу
«из двух зол выбирай меньшее».
Как поступать при технических отказах
Приемы управления автомобилем, отработанные в условиях автодро
ма, могут пригодиться, если вы попадете в критическую ситуацию на
дороге. Как правило, в таких ситуациях все решают мгновения, на раз
думья времени нет, поэтому умение быстро и точно действовать в экс
тремальных ситуациях — залог успеха. Добиться быстродействия,
мгновенной реакции, правильного выбора спасительного маневра
можно только постоянными тренировками в условиях автодрома. Это
му нельзя научиться только по книге, необходима еще и безопасная
площадка.
Доля транспортных происшествий изза технических отказов
(поломок) в автомобиле сравнительно невелика (3–5% от общего числа
ДТП), однако тяжесть этих ДТП высока: 4–5% от общего числа погиб
ших и 8–10% — раненых.
Наиболее типичными техническими неисправностями автомоби
лей, приводящими к ДТП, являются внезапный разрыв шины, поломка
узлов рулевого привода, подвески, отрыв колеса, отказы тормозной ..далее