ных в последнее время, касается системы подачи топлива в двигатель.
Обычно подача топлива связана с использованием карбюратора —
устройства для смешивания топлива и воздуха в таком соотношении
(обычно 1 к 12–15), чтобы сгорание было достаточно полным. При
отходе поршня на такте впуска воздух втягивается в карбюратор, а топ
ливо впрыскивается в воздушный поток. Топливовоздушная смесь за
тем подается в цилиндры через подогреваемые каналы коллектора,
что способствует испарению жидкого топлива. В конце 1970х годов
топливная система с электронным управлением по обратной связи
стала вытеснять традиционный всасывающий карбюратор. В этой си
стеме датчик кислорода в выхлопной трубе определяет полноту сго
рания, а электронная схема устанавливает оптимальное соотношение
топливо/воздух путем перемещения иглы в жиклере. В топливной
системе с обратной связью состав топливовоздушной смеси контро
лируется и регулируется несколько раз в секунду. В середине 1980х
годов было предложено впрыскивать топливо отдельно в каждый ци
линдр, где оно должно смешиваться с втягиваемым туда воздухом. Это
позволило с высокой точностью контролировать состав топливовоз
душной смеси, так что стало возможным выбирать оптимальный состав
смеси отдельно для каждого цилиндра, в отличие от способа центра
лизованного приготовления смеси в карбюраторе. В такой системе
индивидуального впрыска топлива имеется несколько датчиков, изме
ряющих рабочие параметры двигателя — частоту вращения коленча
Приложения
777
того вала, температуру и нагрузку, — а подача топлива точно регули
руется компьютером, обеспечивающим оптимальное сгорание при лю
бых условиях.
Система охлаждения. Автомобильный мотор в принципе является
тепловым двигателем, в котором тепловая энергия сгорания топлива
преобразуется в кинетическую энергию движения поршней. При вос
пламенении топливовоздушной смеси температура газа в цилиндре мо
ментально поднимается до 1650–2200° С. Температура отработавших
газов на выходе из цилиндра превышает 800° С. Следовательно, требу
ется охлаждение двигателя, чтобы предохранить его от расплавления
или прогара. Есть два практических способа охлаждения: воздухом
и жидкостью.
· Для воздушного охлаждения цилиндры двигателя или головки
цилиндров снабжаются многочисленными тонкими ребрами.
Вентилятор или воздушный нагнетатель интенсивно обдувает
ребра воздухом. Сочетание большой площади поверхности ребер
с мощным потоком воздуха обеспечивает эффективный тепло
отвод от цилиндра.
· При жидкостном регенеративном охлаждении цилиндр снабжа
ется рубашкой, по которой охлаждающая жидкость прокачива
ется насосом. Тепло через стенки цилиндра передается жидкости.
Затем жидкость прокачивается в радиатор, где ее тепло отводится
потоком атмосферного воздуха.
Радиатор состоит из множества тонких трубок, по которым охлаж
дающая жидкость перетекает из верхнего резервуара в нижний. Между
трубками проложены многочисленные тонкие полоски металла с боль
шой общей площадью поверхности, чтобы повысить эффективность
теплопередачи. Наиболее распространенная охлаждающая жидкость
для автомобильного двигателя — вода, обладающая значительной удель
ной теплоемкостью. Однако при 0° С вода замерзает, и поэтому зимой
к ней надо добавлять антифриз.
В большинстве случаев для этого используется этиленгликоль; его
смесь с равным количеством воды замерзает при –34° С. Коммерчес
кие охладители на основе этиленгликоля содержат также ингибиторы
для уменьшения коррозии.
Энциклопедия начинающего автомобилиста
778
Электрооборудование. Современный автомобиль нуждается
в мощном электрооборудовании для приведения в действие таких вспо
могательных устройств, как радиоприемник, оконные стекла и сиденья
с сервоприводом, открывающийся верх, стеклоочистители, вентиля ..далее