и стопсигналах;
· ветровое и заднее стекла, фары, задние фонари и номерные зна
ки всегда должны быть чистыми;
· раз в одиндва года меняйте «дворники»;
· тот, кто намерен ездить круглый год, должен заранее готовить
машину к зиме: заменить резину, масло, подзарядить аккумулятор,
проверить исправность «дворников», «печки» и т.д.
· не стесняйтесь сбавить скорость вплоть до полной остановки,
если у вас возникли проблемы с управлением машиной (напри
мер, на скользкой дороге), работой отдельных ее систем (погасли
фары, замерли «дворники») или вы просто потеряли ориен
тировку;
· при каждом, пусть едва заметном маневре сообщайте об этом
другим водителям (даже если их нет поблизости) указателями
поворота;
· с наступлением сумерек, при плохой видимости сразу же включай
те ближний свет фар, даже если вам все хорошо видно и без
него.
Учите ПДД и не стесняйтесь спрашивать правила вождения у более
опытных — это сбережет немало нервов, времени и… денег.
Энциклопедия начинающего автомобилиста
200
ТОРМОЗИ ГРАМОТНО!
Перед тем как тормозить, посмотрите в зеркало заднего вида, иначе
можно посадить на свою корму нарушителя правил соблюдения дистан
ции. Не стоит тормозить резко, срывая автомобиль в скольжение. Смыс
ла в этом нет, поскольку тормозной путь значительно увеличивается.
Если автомобиль не оборудован АВС, избегайте интенсивного тор
можения на поворотах. Иначе тормозной путь может закончиться под
откосом. На дороге с ямами и буграми для торможения используйте
ровные участки. Иначе возникает «резонансный эффект» — колесо
прыгает, как мяч, и большую часть находится в воздухе, что торможе
нию не способствует.
Вообще, необходимо четко усвоить: не надо тормозить на неровно
стях — эффективнее тормозить до препятствия и сразу, после того,
как вы его проедете. В противном случае весьма вероятны поврежде
ния подвески и тормозов. Эти узлы и так нагружены силой инерции
и тормозным усилием, а вдобавок получают еще и удар о препятствие.
Существует много различных способов торможения. Однако для
ежедневной езды вполне достаточно знать и пользоваться самыми про
стыми и надежными способами.
Интенсивное торможение
Этот способ наиболее распространен. Принцип очень прост: педаль
тормоза нажимают один раз и до упора. Это происходит на грани сцеп
ления шин с дорогой, поскольку самая высокая точка замедления
скоAрости автомобиля находится в пределах, очень близких к «юзу».
Отработать этот способ лучше всего на прямом участке дороги,
на которой нет интенсивного движения. Разгоните автомобиль до ско
рости 60 км/ч, и сильно нажмите на педаль тормоза. Как только по
чувствуете, что колеса начали скользить, слегка приотпустите тормоза
до восстановления сцепного контакта колес с дорогой. Как только ав
томобиль прекратит скольжение, снова сильно нажмите на педаль
тормоза до полной остановки.
Этим способом рекомендуется пользоваться при остановке на высо
ких — более 100 км/ч — скоростях. И, разумеется, только на прямых
отрезках дороги. Кстати, при таком способе вы научитесь тормозить
Знакомство с автомобилем
201
без скольжения. Но для этого необходимо научиться чувствовать
«предъюзовый» момент.
Комбинированное торможение
Это один из наиболее эффективных способов торможения. А его суть
состоит в том, что в процессе задействованы не только тормозная си
стема автомобиля, но и двигатель — через включение пониженных пе
редач. Автомобиль в этом случае быстрее теряет скорость, а инерция
вращения узлов на пониженных передачах не позволяет блокировать ..далее