значит, дорога достаточно скользкая, и при движении по ней надо
выполнять следующие рекомендации:
· Двигайтесь с пониженной скоростью, увеличив запас безопасности
со всех сторон вашего автомобиля. Большой запас безопасности необ
ходим в связи с тем, что на такой дороге вам нужно значитель
но больше места, чтобы успеть остановиться. Ранее мы говорили
о необходимости соблюдения 2секундной дистанции по отно
шению к лидеру. Но это относится к нормальным дорожным ус
ловиям, сухому покрытию. А если идет дождь? Чтобы быть
в безопасности, прибавьте 2 с. В снег — еще 2 с, так что теперь
получится 6 с. На обледенелой дороге, где самый длинный тор
мозной путь, прибавьте еще 2 с — получится 8 с.
· Старайтесь сохранять скорость постоянной, пользуйтесь педалью очень
осторожно, плавно, мягко. Никаких лишних движений. Снижайте
скорость перед поворотами и перекрестками заблаговременно.
Перекрестки, когда дорога скользкая, особенно опасны по двум
причинам: существует угроза столкновения с другими транспорт
ными средствами, водители которых, двигаясь по пересекаемому
направлению, не рассчитали скорости и не справились с управ
лением; покрытие вблизи перекрестка может быть особенно
скользким изза постоянного торможения автомобилей.
· На подъеме поддерживайте скорость постоянной. Нужно заблаговре
менно выбрать соответствующую передачу и скорость, чтобы не
менять их на самом подъеме. Расчет должен быть очень точным,
чтобы не прибавлять газ во время подъема.
· На обледенелых спусках тормозите двигателем, включив на вершине вто'
рую передачу. Если нажать на тормоз, то из машины получатся
Энциклопедия начинающего автомобилиста
152
санки с бывшей стоимостью несколько тысяч рублей. То же самое
может получиться при резком повороте руля: автомобиль как
ехал прямо, так и будет ехать.
У переднеприводных машин хотя и редко, но бывает, что передние
колеса на скользком подъеме начинают буксовать; попробуйте взять
подъем задним ходом, часто это помогает.
На скользком подъеме опасно переключать передачи, это надо сде
лать перед подъемом. С газом тоже надо аккуратно, иначе начнется
буксование и даже сползание назад. Если дорога свободна и никто не
видит «позора», лучше, аккуратно притормаживая, спуститься назад и
попытаться снова взять подъем, учтя ошибки первого раза. В других
случаях осторожно сдать назад в сторону обочины, затормозить, под
ложив упор под любое колесо, и подумать, как жить дальше. Скорее
всего, попробуйте проложить колею из песка и сухого цемента, мешо
чек которого еще с осени вы запасливо положили в багажник.
Что делать, если нужно экстренно затормозить на гололеде? Нович
ки обычно жмут до упора на педаль тормоза: на льду колеса мгновен
но блокируются на юз, и... автомобиль успешно скользит по льду на
застывших колесах, как на коньках, да еще и не слушается руля. Следо
вательно, тормозить на юз нельзя.
Для экстренной остановки на скользкой дороге можно использо
вать три приема торможения: тормоз с газом, прерывистое и ступен
чатое торможение.
Вы поздно заметили препятствие, надо тормозить, а под колесами
гололед. Опыт управления автомобилем минимальный. Попробуйте
плавно, но решительно нажать одновременно на тормоз и газ. Тогда
подводимый за счет двигателя крутящий момент к колесам будет пре
пятствовать их блокировке и юзу и торможение окажется более эф
фективным, чем при торможении на юз. Но помните: если двигатель
начинает глохнуть от такого насилия над ним, надо ослабить усилие
ноги на тормоз.
У кого покрепче нервы и побольше опыта, в той же ситуации
нажмите плавно, но решительно на тормоз. Как только почувствуете,
что начался юз колес, усилием воли заставьте себя отпустить на мгно
вение педаль. Колеса снова «поймают» дорогу. Опять нажмите (но уже
Знакомство с автомобилем
153 ..далее