наезде на небольшое препятствие;
· обхват в нижнем или верхнем секторе руля свидетельствует, как
правило, об утомлении водителя, уменьшает точность руления,
угол и скорость поворота руля;
· обхват и поворот рулевого колеса за спицы, а также сильное
перекрещивание рук не позволяют при необходимости сделать
поворот руля на больший угол;
Энциклопедия начинающего автомобилиста
56
· руление с перехватом в нижнем секторе руля говорит о недоста
точной координации движений водителя
· круговое руление одной рукой с постоянно раскрытой
· кистью (через ладони) ослабляет контакт руки с рулевым колесом
и может вызвать проскальзывание руки по ободу;
· полное отпускание рулевого колеса при движении автомобиля
(при причесывании, курении, опускании стекла двери и т.п.) со
здает предпосылки для неожиданного самопроизвольного изме
нения направления движения.
Следует отметить, что ошибочные действия водителя, доведенные
длительным повторением до автоматизма, устраняются с большим тру
дом и требуют специальных тренировочных занятий, а в последующем
самоконтроля водителя.
Техника управления легко поддается усвоению с помощью простей
шего тренажера, самым доступным из которых является автомобиль
с вывешенной передней осью, т.е. когда передние колеса должны быть
приподняты на высоту 20–30 см от поверхности земли, а автомобили
должны быть установлены на подставки таким образом, чтобы исклю
чить их колебание вокруг вертикальной оси.
Упражнения по технике руления следует отрабатывать сначала
поэлементно в медленном темпе не менее 30 мин. в день, постоянно
увеличивая быстроту действий руками и доведя ее на 4–5й день до
максимально возможной. Цель таких упражнений — отработать до авто
матизма технику руления за счет рациональной координации движе
ний (четкой последовательности действий, освоения прогрессивных
приемов перехватов, переноса рук по кратчайшему пути и др.). При
менение указанной техники руления позволяет повысить скорость ру
ления на 20%, а это, в свою очередь, позволяет повысить надежность
водителей при управлении автомобилем в критических ситуациях,
особенно на скользкой дороге.
После овладения техникой руления на автомобилетренажере следу
ет ее закрепить на закрытой площадке.
Хотя водителям следует рекомендовать руление только двумя ру
ками, необходимо овладеть техникой руления свободной правой и ле
Знакомство с автомобилем
57
вой руками в отдельности. Это связано с тремя основными особеннос
тями техники руления. Вопервых, с определенными условиями движе
ния, в которых применяется руление одной рукой (при переключении
передач, включении вспомогательных органов управления, движения
задним ходом и т.д.); вовторых, с теми случаями управления, в которых
скорость руления одной рукой выше, чем двумя; втретьих, с опреде
ленной методической закономерностью, при которой общая скорость
руления двумя руками зависит от скорости движения каждой из рук
в отдельности.
При отработке данной техники руления отмечаются характерные
ошибки: скорость вращения рулевого колеса неравномерна, большой
палец кисти при рулении находится с внешней стороны обода руле
вого колеса, потеря контакта кисти с ободом руля при выполнении
перехватов.
Типичными ошибками при отработке скоростного способа руления
являются следующие:
1) скорость вращения рулевого колеса неравномерна;
2) задержка рулевого колеса в крайних положениях при изменении
направления руления;
3) переход на другой, привычный для водителя прием руления;
4) вращение рулевого колеса одной из рук осуществляется актив ..далее