· эти машины («МаrкII», «Сrоwn») не для дачных дорог: очень лег
ко можно пробить поддон или погнуть карданный вал.
Энциклопедия начинающего автомобилиста
240
Полноприводные машины
Это самые сложные, самые «прожорливые» и самые дорогие автомо
били. Ведущими колесами у них являются все четыре, но все не так
просто. У большинства автомобилей 4wd ведущими служат задние (это
в основном все «джипообразные» машины), и тогда передние колеса
подключаются только иногда, специальным рычагом или кнопкой, и
машина становится полноприводной. Или же основными ведущими
являются передние колеса, а задние только иногда подключаются на не
которое время. Эти машины обычно обозначаются просто 4wd (4 wheel
drive). Это «Subaru leone», «Саrib» и другие.
Все эти машины обладают одним недостатком: при включении
режима 4wd какието колеса должны пробуксовывать, т.е. терять
сцепление с дорогой. Дело в том, что в каждый момент времени пе
редние и задние колеса проходят разный путь (неровности дороги,
повороты, да и диаметры колес изза неравномерного износа хотя бы
чутьчуть отличаются), а связаны передние и задние колеса в этом слу
чае жестко, поэтому часто приходится наблюдать такую картину: на
большой скорости движется «Subaru» по асфальту, вылетает на голо
лед, и вдруг, ни с того, ни с сего, ее заносит, и машина в кювете. Все
ясно — водитель включил режим 4wd), и какието колеса этого авто
мобиля просто вынуждены были чутьчуть пробуксовать, значит, поте
рять сцепление с дорогой, восстановить которое на гололеде совсем
не просто. Если включить «4wd» на сухой дороге, то можно заметить,
что второй мост и подключается не сразу, и выключается еще хуже.
Это также связано с вынужденной пробуксовкой отдельных колес в
режиме 4wd. А поскольку дорога сухая, то вся трансмиссия, т.е. все
карданные валы, приводы, шестерни в коробке передач и т.д. нахо
дятся под сильным напряжением, таким сильным, что выдернуть
шестерню подключения второго моста очень трудно. Износ всей транс
миссии при этом очень большой. Надо заметить, что правое и левое
колесо (из передних или задних) также проходят разный путь в каж
дый отрезок времени, но для того, чтобы не было пробуксовки, вну
три моста, в главной передаче, стоит специальный механизм, который
и предотвращает эту пробуксовку. Этот механизм называется межколес
ным дифференциалом. Все в нем хорошо, но вот попадет одно колесо
Знакомство с автомобилем
241
на лед, и машина забуксует, хотя второе колесо находится, допустим,
на сухом асфальте. Все дело в том, что обычный дифференциал пере
дает момент только на то колесо, которое легче вращать, при этом
снижаются вездеходные качества. Чтобы этого не происходило, в япон
ских автомобилях применяется (только на новых полноприводных
машинах) блокировка дифференциала, обычно автоматическая, или
устанавливается дифференциал повышенного трения (ММС Lancer).
На современных полноприводных автомашинах устанавливают еще
один дифференциал — межосевой. Эти машины несут на себе надпись
«4wd full time», это значит, что режим «4wd» у нее постоянный. На та
кой машине момент от двигателя передается на все колеса постоянно,
никакой перегрузки трансмиссии, никакой пробуксовки на гололеде,
великолепное «держание дороги» (повороты можно проходить на ско
рости большей, чем можно себе позволить даже на переднепривод
ной машине). Но если поставить такую машину передними колесами
на лед, а задними на асфальт, то она, скорее всего, забуксует и с места
не тронется.
Чтобы этого не происходило, на таких машинах почти всегда преду
смотрена принудительная блокировка межосевого дифференциала.
После ее включения машина превращается в обычный вездеход 4wd
с его перегрузкой трансмиссии на сухой дороге и пробуксовкой колес
на гололеде. Но на многих автомобилях эта блокировка осуществля
ется автоматически: стоят или силиконовые муфты, или обычные дис
ки, как в коробкахавтоматах, которые давлением масла повышают
трение в дифференциале, т.е. все то же, что и в межколесных диффе ..далее