этому водителю, участвующему в соревновании, дать возможность вы
бора — либо получить 85 очков просто так, без проезда по трассе, ли
бо проехать по трассе за время, не превышающее 10 мин., и получить
в случае успеха 100 очков, то большинство выбирает второй вариант.
Подобные эксперименты показывают, что люди часто проявляют
слишком большую самоуверенность. В условиях дорожного движения
чрезмерная самоуверенность довольно часто является причиной ошибок.
Для многих людей очень сложно точно оценить разницу в тяжести
возможных последствий при столкновении автомобиля на разных ско
ростях. Как правило, большинство недооценивает влияние скорости
на тяжесть возможного последствия столкновения.
В одном эксперименте группе водителей предложили ответить
навопрос, при какой скорости они смогут остановить автомобиль так,
чтобы полностью предохранить себя от удара, держась за ручку, нахо
дящуюся на ветровом стекле. Многие назвали скорость около 25 км/ч.
Фактически же эта скорость равна всего лишь 7 км/ч.
Знакомство с автомобилем
109
Восприятие опасности, связанной со скоростью, существенно зави
сит от возраста человека. На вопрос о том, какую роль играет скорость
автомобиля в ДТП, лишь 15% водителей в возрасте до 25 лет отме
тили высокую скорость как главную причину происшествий. В то же
время среди водителей старше 25 лет ее отметили уже 43%. Очевид
но, молодые водители переоценивают свои возможности компенси
ровать опасные последствия высоких скоростей движения умелым
вождением.
Оценивая опасность ситуации, учитывайте вашу склонность к недо
оценке маловероятных событий.
УРОК 5. РЕШЕНИЯ, КОТОРЫЕ ПРИНИМАЕТ ВОДИТЕЛЬ
В жизни нам приходится принимать много разных решений, но лишь
некоторые из них могут определить нашу дальнейшую судьбу. В первую
очередь к ним можно отнести решения, которые принимаются при
управлении автомобилем. Любое решение представляет собой выбор.
При вождении это выбор наиболее безопасного в данных условиях
режима движения автомобиля. Подобно лоцману, водитель должен про
вести свой автомобиль, минуя окружающие его опасности. Какие же
решения он должен при этом принимать?
Прежде всего следует выбрать цель и маршрут движения, а также
время начала поездки. Уже на этой вне дорожной стадии можно в боль
шей мере уменьшить или, наоборот, увеличить опасность поездки.
Например, выбрав наиболее безопасный маршрут и время движения,
вы уменьшите количество опасностей, с которыми придется встретить
ся. Выехав заранее, получите необходимое спокойствие.
Теперь о самом движении. В вашей власти выбор курса движения
автомобиля, т.е. его скорости и траектории, а также предупрежда
ющих сигналов, т.е. способов взаимодействия с другими участниками
движения.
Какая скорость лучше всего отвечает требованиям безопасности
в данной ситуации? Когда и как выполнить маневр так, чтобы он был
минимально опасен для вас и окружающих? Какие приемы управле
ния автомобилем и сигналы лучше всего при этом использовать? Каза
Энциклопедия начинающего автомобилиста
110
лось бы, простые вопросы, но, как показывает практика, решаются
они далеко не всегда наилучшим образом.
Дать готовые рецепты на все случаи дорожной жизни невозможно,
но общие принципы, пользуясь которыми, вы сможете правильно
решать задачи, поставленные дорогой, существуют. О них и пойдет речь.
Запас безопасности
Старайтесь двигаться так, чтобы вокруг вашего автомобиля всегда бы
ло как можно больше свободного пространства. Чем больше окружа
ющая вас «ничейная» зона, тем больше времени будет для наблюдения,
осмысливания обстановки, выбора и реализации решения.
Плавность, безопасность, экономичность и комфортабельность
движения — все это следствие умения поддерживать необходимую зону
безопасности в любых дорожнотранспортных ситуациях. Ее размер и ..далее