установленными между передними колесами. Короткие валы с универ
сальными шарнирами равных угловых скоростей передают крутящий
момент на оба передних колеса. В большинстве случаев двигатель рас
положен поперек кузова, а механизм переключения передач находится
ниже и впереди него. Передние колеса обычно подвешиваются на
спиральных рессорах; внутри рессор расположены амортизаторы (Тип
Макперсон).
Дифференциал — обязательный элемент конечной передачи как для
переднего, так и для заднего привода. Этот узел представляет собой,
по существу, небольшую коническую зубчатую передачу, благодаря ко
торой на поворотах одно ведущее колесо вращается быстрее другого.
Он расположен в центральной части задней оси автомобиля с задним
приводом, но может быть размещен в любом месте узла трансоси
(трансмиссии с полуосью) переднеприводного автомобиля.
Энциклопедия начинающего автомобилиста
782
Рама и кузов. Рама автомобиля является частью шасси, в состав
которого также входят двигатель и трансмиссия — практически все
основные узлы и агрегаты автомобиля, за исключением кузова. Рама
представляет собой силовой каркас автомобиля, к которому крепятся
все его узлы и агрегаты. В середине 1930х годов был разработан тип
конструкции автомобиля, из которой была исключена рама. Кузов ав
томобиля сваривался из десятков больших штампованных листов в ви
де прочной, цельной конструкции, а двигатель и агрегаты трансмиссии
крепились непосредственно к его основанию. Упрочняющие попереч
ные элементы тяжелой рамы старого типа были заменены минималь
ным числом дополнительных распорных балок в основании кузова,
хотя для крепления двигателя и мостов было предусмотрено усиление
конструкции. Цельносварной кузов имеет ряд преимуществ. Автомо
биль стал легче. В то же время каждый килограмм стали используется
в нем более эффективно, так как нагрузка распределяется по всей кон
струкции, а не концентрируется в одной только раме. Поэтому несущий
кузов имеет большую жесткость, чем кузов, прикрепляемый болтами
к раме, и создает меньше скрипа и стука.
Система подвески. Система подвески выполняет две главные
функции:
· по возможности изолировать пассажиров от дорожных толчков;
· удержать все четыре колеса автомобиля на дороге.
Эти функции реализуются с помощью набора рессор, торсионных
штанг (труб) и амортизаторов. Автомобильный кузов устанавливается
поверх колес и осей на листовых, пневматических или спиральных
рессорах и торсионных штангах. Листовая рессора представляет собой
несколько стальных пластин, скрепленных стопкой; она подвешивает
ся каждым из своих концов и испытывает нагрузку в центре. Листовые
рессоры обеспечивают большую устойчивость к поперечному переме
щению (заносу). Спиральные рессоры широко используются в под
веске автомобиля. Они компактны, недороги и не создают трения.
Такие рессоры хорошо гасят толчки, но их устойчивость к заносу мини
мальна. Пневматическая или газовая рессора — сложное устройство
подвески. Пружинящее действие рессоры создается сжатым газом
Приложения
783
в герметичном резервуаре с одной гибкой стенкой (диафрагмой),
благодаря которой газ действует как пружина.
Торсионная штанга — это длинный стержень (или труба), прикреп
ленный одним концом к узлу подвески, а другим — к кузову или раме.
Его пружинящее действие создается кручением. Наборная торсионная
штанга состоит из нескольких полос стали, скрепленных вместе. Торси
онные штанги не требуют особой механической обработки и упрочне
ния, а также меньше стоят, чем другие средства подвески. Амортизатор
не просто гасит дорожные толчки. Автомобильный амортизатор — это
гидравлическое устройство с цилиндром и поршнем, прикрепленное
одним концом к узлу подвески автомобиля, а другим — к кузову. Амор
тизатор может создать любую желаемую степень демпфирования как
в момент удара, так и при отдаче, причем степень демпфирования со
ответствует силе удара. Относительно просто сконструировать систему ..далее