приводит либо к длительному скольжению, либо к заносу и потере
управляемости.
Вначале обучаемым рекомендуется попробовать тормозить с пол
ной блокировкой колес, затем прерывистым и ступенчатым способами,
чтобы наглядно продемонстрировать недостатки торможения с полной
блокировкой колес.
Для этого на скользкой площадке водитель разгоняет автомобиль
до 50–60 км/ч и от обозначенной линии прикладывает к педали тормо
за максимальное усилие, вызывая блокировку колес. С помощью вешки
отмечается остановочный путь.
Затем обучающий демонстрирует учащемуся прерывистый и ступен
чатый способы торможения и уменьшение остановочного пути при ис
пользовании этих способов. Учащийся с помощью тренировок должен
овладеть наиболее эффективным способом торможения на скользких
покрытиях — ступенчатым. Сразу после этого его обучают комбиниро
ванному способу торможения, когда используется прерывистый или
ступенчатый способ с одновременным переключением передач в нисхо
дящем порядке.
После овладения различными приемами торможения обучаются
технике трогания и разгона на скользких участках, сначала на горизон
тальных, затем с подъемом. Упражнение вырабатывает навык плавной
работы педалью сцепления и дросселей, а также чувство начала пробук
совки ведущих колес.
Затем переходят к отработке комбинированных маневров тормо
жения и поворота, объезда препятствий сначала на покрытии с нор
мальным коэффициентом сцепления, затем с пониженным. По мере
овладения данным навыком постепенно увеличивают скорость вплоть
до появления заноса. В экстремальных ситуациях могут помочь допол
нительные, чисто спортивные, приемы торможения. Одним из таких
Энциклопедия начинающего автомобилиста
186
приемов является комбинированное торможение, когда, кроме им
пульсной работы педалью тормоза (ступенчатое торможение), осуще
ствляется быстрое последовательное переключение на низшие
передачи. При этом обязательно надо научиться делать перегазовку
при переходе на низшие передачи, не прерывая торможения. Для это
го стопа правой ноги левой частью нажимает педаль тормоза, а пра
вой — педаль подачи топлива. Это очень сложное движение ноги
необходимо вначале отработать до автоматизма на тренажере. Такой
прием уменьшает возможность блокировки колес при комбинирован
ном торможении и улучшает стабилизацию движения автомобиля.
При экстренном торможении на дороге с неоднородным коэффи
циентом сцепления (например, на покрытии типа лед — асфальт — лед)
более подойдет прерывистый способ торможения: на участках с нор
мальным коэффициентом сцепления — полное нажатие педали тормо
за, на участке гололеда — полное опускание педали, повторять такие
действия нужно несколько раз до остановки автомобиля.
На очень скользкой дороге, когда при малейшем торможении коле
са мгновенно блокируются, опытные спортсмены используют особый
прием торможения: правой ногой чуть нажимают педаль подачи топ
лива, а левой — педаль тормоза. Увеличение подачи топлива с одновре
менным торможением уменьшает возможность блокировки ведущих
колес и тем самым повышает общую устойчивость автомобиля при
торможении. Тормозить левой ногой непривычно, неудобно, она не
достаточно чувствует педаль, поэтому такое торможение удается лишь
после длительных тренировок на тренажере и автодроме.
Отработка навыков управления автомобилем в заносе
Для этих упражнений также нужны площадки с низким коэффициен
том сцепления. Выработку навыков можно начинать с промежуточ
ного управления — торможения на повороте. Если скорость входа в
поворот будет завышена или выполняется слишком резкое торможе
ние с одновременным поворотом управляемых колес, автомобиль мо
жет легко не принять маневра и скользить прямо либо его занесет.
С помощью этого упражнения, кроме овладения способом торможе
ния в повороте, можно научиться чувствовать момент начала заноса.
Управление автомобилем в заносе может отрабатываться с помощью ..далее