сти), направления движения и длительного разобщения двигателя от
трансмиссии во время стоянки автомобиля и при движении его по
инерции. Коробка передач управляется водителем с помощью рычага
переключения.
При работающем двигателе для включенияили переключения
передачи нужно выжимать педаль сцепления (выключать сцепление).
Карданная передача позволяет передавать крутящий момент от ко
робки передач на задний мост (главную передачу) в условиях, когда
он изменяет свое положение при движении автомобиля по неровнос
тям дороги.
Главная передача служит для увеличения крутящего момента и пере
дачи его под прямым углом на полуоси автомобиля.
Дифференциал обеспечивает вращение ведущих колес с различны
ми скоростями при повороте автомобиля и движении колес по неров
ной дороге.
Полуоси передают крутящий момент ведущим колесам.
Ходовая часть обеспечивает движение и плавность хода. Она вклю
чает в себя подрамник, как правило, совмещенный с кузовом автомо
биля, к которому посредством передней и задней подвесок крепятся
элементы передней и задней осей со ступицами и колесами.
Рулевое управление служит для изменения направления движения
автомобиля с помощью руля.
Тормозная система — снижает скорость автомобиля, удерживает
его на спусках и подъемах. Тормозная система управляется водителем
с помощью педали основной тормозной системы и рычага ручного
тормоза.
Основная тормозная система, как правило, многоконтурная, т.е.
при нажатии на педаль тормоза осуществляется торможение перед
них и задних колес независимыми исполнительными тормозными ус
тройствами. И если один контур выйдет из строя, то другой будет
продолжать выполнять функцию торможения, хотя и менее эффек
тивно. Многоконтурность повышает безопасность движения.
Введение
25
Электрооборудование автомобиля включает в себя источники элек
трического тока (аккумулятор, генератор) и электрические потре
бители (система пуска, зажигания, приборы освещения, сигнализации,
контрольноизмерительные приборы, стеклоочистители, стеклоомы
ватели, система обогрева и вентиляции и др.). Энергия аккумулятора
используется при неработающем двигателе, энергия генератора выра
батывается только при работе двигателя, она используется для подза
рядки аккумулятора и питания других потребителей автомобиля.
Основными органами управления автомобиля являются: рулевое
колесо, педали газа, тормоза и сцепления, рычаг ручного тормоза,
рычаг переключения передач.
К вспомогательным органам управления относятся включатели
сигналов поворотов, стеклоочистителя, обмыва стекол, переключате
ли света фар, ножной переключатель света, кнопка управления воздуш
ной заслонкой карбюратора, замок зажигания, включатель стартера,
органы управления системой вентиляции и обогрева, рычаг замка
капота и другие.
На щитке приборов водителя расположены основные контроль
ноизмерительные приборы.
К контрольноFизмерительным приборам относятся:
· сигнальная лампа включения наружного освещения,
· сигнальная лампа включения противотуманных фар,
· сигнальная лампа включения дальнего света фар,
· спидометр и счетчик пройденного пути,
· указатель температуры двигателя,
· вольтметр,
· уровень топлива,
· сигнальная лампа резервного топлива,
· эконометр,
· суммирующий счетчик пройденного пути,
· сигнальная лампа ручного тормоза,
Энциклопедия начинающего автомобилиста ..далее