о сверхагрессивной среде, либо о проблемах с подбором материала и
соблюдением качества производства его изготовителем. Раковинки
ржавчины вызывают интенсивный износ сальника, но самое обидное,
когда шток поврежден еще при установке горемастером, использовав
шим в работе пассатижи, струбцины или иные металлические захваты.
Царапины на полированной поверхности очень скоро приведут к раз
рушению сальника. Для избежания же неравномерного износа поверх
ности штока затягивать амортизатор до упора нужно только когда
автомобиль стоит на колесах с нормальной нагрузкой.
Простая регулярная проверка целости и сохранности пыльника
и правильная первоначальная установка амортизатора смогут значи
тельно продлить его жизнь. Труднее избежать неблагоприятных режи
мов работы, изнашивающих внутренние клапаны. К таким относятся
предельно высокие и низкие температуры и длительная езда на невы
сокой скорости с большими амплитудами перемещения штока. Зиму,
лето и дачные участки с «бетонками» не отменишь, но вот буфер от
боя нужно также проверять регулярно. Он размягчается от попадаю
щего на него масла, и при его разрушении подвеску может «пробить».
Выбор амортизаторов
Замена амортизаторов, по сравнению, скажем, с заменой масла или
топливного фильтра, может привести к значительным изменениям
в поведении автомобиля. Отличаются не только «гидравлика» и «газ»,
но и однотипные амортизаторы различных фирм.
Эксплуатация и ремонт автомобиля
515
Комфорт и управляемость — показатели технически противополож
ные. Увеличивая один из них, мы уменьшаем другой и так далее. Невер
но также утверждать, что газовые одноцилиндровые амортизаторы
«в целом» лучше гидравлических двухтрубных. Да, они легче, лучше
охлаждаются, практически не вспениваются, и их можно переворачи
вать «вверх головой». Однако все эти свойства становятся реальными
преимуществами только в условиях спортивных соревнований.
Для подавляющего числа «рядовых» автомобилистов и условий их
езды гидравлические амортизаторы справляются со своими задачами
на сто процентов. Более того, большинство из тех, кто попробовал,
отмечает излишнюю жесткость газовых однотрубников. То же самое
относится и к ценовому подходу. Практически все однотрубные газо
наполенные амортизаторы на 30–50% дороже гидравлических. То же
самое относится и к соотношению цен на амортизаторы российского
и зарубежного производства, но разница здесь измеряется уже «разами».
Стоит ли поэтому ломать копья и экспериментировать?
Пятидесятилетняя иномарка вполне пройдет еще дватри года
на новой гидравлике средней цены, а подержанный российский авто
мобиль и вовсе опасно ставить на «газ». Его кузов наверняка уже на
чал терять и без того небольшую изначальную жесткость, и даже год,
проведенный на газонаполненных амортизаторах, разобьет его окон
чательно.
Для амортизаторов, как и для всех расходных материалов, справед
ливо следующее правило — чем более раскручена марка, чем больше
денег вкладывает фирма в рекламу, тем чаще их подделывают и тем
больше вероятность наткнуться на продукцию третьихчетвертых
стран в красивой упаковке.
Точно так же, как и производители фильтров и сцеплений, амор
тизаторные компании делятся на «больше» поставщиков конвейеров
и тех, кто ориентируется на розницу. Точно так же, как и в случае с
Жигулями, предпочтение при замене стоит отдавать «родным» аморти
заторам, для иномарок существуют «оригинальные» поставщики.
На российском рынке сегодня представлены все основные произ
водители. Их условно можно разбить на три группы, начиная с самых
дорогих, но гарантированно надежных, и заканчивая массовыми и до
ступными моделями:
Энциклопедия начинающего автомобилиста
1. Koni, Bilstein, de Carbon (только французский, а не алжирский).
2. Boge, Sachs, KYB.
3. Monroe, Delco, QH, Rancho, Gabriel.
При покупке амортизатора тщательно сверьте комплектность набо ..далее