стые обороты. Никаких стуков не должно быть. При нажатии педали
газа двигатель должен вздрогнуть и резко, без перебоев, набрать оборо
ты. При снижении оборотов никаких вздрагиваний двигателя не допу
скается. Теперь очень плавно нажмите педаль газа и, когда двигатель
раскрутится примерно до 3000 об/мин, резко отпустите ее. Никакие
Знакомство с автомобилем
271
перебои и вздрагивания двигателя не допускаются. Когда установятся
холостые обороты (количество холостых оборотов указано на наклей
ке на капоте снизу, например, для механической коробки 750 r.p.m. и
для автоматической — 800 r.p.m.), попробуйте, одновременно включив
мотор отопителя салона, фары, нажав на тормоз, включить ручку уп
равления автоматом в положение «D» и резко повернуть руль сначала
до упора вправо, затем — влево. Двигатель не должен заглохнуть.
16. Проверьте дымность выхлопных газов. На холостом ходу дыма
из выхлопной трубы почти не видно. При нажатии на педаль газа дым
становится виден, но он должен быть бледносизого цвета. Черный
дым означает неисправность топливной системы; синий — поступле
ние масла в камеры сгорания цилиндров; густой белый дым — поступ
ление в камеры сгорания тосола или воды. В морозную или сырую
погоду цвет дыма не является достаточно корректным признаком неис
правности двигателя.
17. Садитесь в машину и при заглушенном двигателе включите зажи
гание. При этом на приборном щитке загорается множество красных
лампочек и обязательно должны светиться лампочка аварийного дав
ления масла (обычно загорается при снижении давления масла ниже
0,3 кг/см2), лампочка отсутствия зарядки аккумулятора и лампочка
включения цепи накала свечей (у автомобиля с дизельным двигателем).
Последняя должна погаснуть через 1–6 сек, в зависимости от темпера
туры двигателя, и еще через 3 сек раздастся легкий щелчок реле под
капотом. Это ступенчато снизилось напряжение накала свечей. Теперь
запустите двигатель. Все красные лампочки должны немедленно
погаснуть, кроме лампочки сигнализации открытой двери, если дверь
открыта, и лампочки сигнализации стояночного тормоза, если он
включен. Подождите 10–15 сек, заглушите двигатель и снова включите
зажигание. Теперь, если двигатель хороший, лампочка аварийного дав
ления масла не должна гореть, так как в масляной системе держится
высокое давление масла и оно медленно снижается за счет утечки мас
ла через зазоры подшипников коленчатого вала. Чем меньше эти за
зоры, т.е. меньше износ двигателя, тем позднее лампочка аварийного
давления масла снова загорится. У хорошего двигателя время сниже
ния давления масла составляет до 5 сек. Если лампочка загорелась поч
ти сразу, то двигатель уже изношен.
Энциклопедия начинающего автомобилиста
272
18. Запустите двигатель. Теперь, если у вас автоматическая коробка
передач («автомат»), нажмите тормоз и поочередно включайте различ
ные режимы автомата «R», «N», «D», «L2», «L1» при разных положени
ях кнопки O/D. Никаких шумов и вибраций не должно быть. Включите
по очереди все передачи. Каждый раз, когда рычаг переключения пе
редач находится в нейтральном положении, отпускайте на однудве
секунды педаль сцепления. Никакого изменения в шумовом фоне в са
лоне не должно быть. Передачи должны включаться плавно, без заеда
ний, с легким толчком, так же они должны выключаться.
Теперь попробуйте тронуться с места. Опять не должно быть ника
ких шумов и стуков. Если у вас «механика», обратите внимание на пе
даль сцепления. У нее должен быть свободный ход от 2 до 25 мм,
в зависимости от модели автомобиля. Если в приводе сцепления ис
пользуется трос, обратите внимание, на каком участке положения пе
дали трогается автомобиль. Если он трогается при положении педали
в самом верху, то почти наверняка сцепление скоро потребует ремон
та — замены фрикционных накладок.
19. При проверке переднеприводного автомобиля надо на широкой
дороге подъехать к крутому подъему, остановиться перед ним, резко
вывернуть колеса до упора и резко тронуться. Потом, если поворот
был левый, проделать то же самое при правом повороте. Если привода ..далее