из строя всю систему.
Словом, не боги горшки обжигают, и человеку, не боящемуся вник
нуть и разобраться, вполне по силам устранить большую часть неис
правностей систем современных автомобилей.
У двигателя плавают обороты холостого хода
Обычно этот эффект возникает у двигателей с электронным впрыском
топлива и связан, как уже говорилось, с нештатным подсосом воздуха.
Дело в том, что двигатели с впрыском имеют блок управления,
или, как его еще называют, компьютер. Этот компьютер обсчитывает
количество воздуха, поступающего в цилиндры и, учитывая состояние
еще ряда датчиков, открывает на то или иное время электромагнит
ные клапаны инжекторов (или одного инжектора, если система Ci).
И вот, когда поступает «лишний» воздух, а датчик положения дроссель
ной заслонки «говорит», что его не должно быть, датчик температу
ры — что двигатель уже вышел из режима прогрева и топлива надо
лить поменьше, в результате у «того компьютера» «крыша едет», он
не знает, что ему с этим «лишним» воздухом делать.
Вся эта ситуация приводит к тому, что обороты двигателя перио
дически начинают изменятся: то 800 об/мин, то 1200 об/мин, и так
с периодом около 3х секунд. Можно также сказать, что в этом случае
нарушается автоматическое регулирование системы питания.
Эксплуатация и ремонт автомобиля
409
Поступаем мы в этой ситуации просто. Сначала пытаемся закру
тить винт регулировки оборотов. Этим мы перекрываем отверстие,
через которое поступает воздух для работы на нестабильном режиме.
Тогда может так совпасть, что «лишний» воздух как раз и обеспечит
работу на этом режиме. Если эта операция не даст желаемого резуль
тата, то с помощью пассатижей по очереди пережимаем все резино
вые трубки. Если при пережатии какойнибудь трубки обороты
двигателя выровняются и станут стабильными, значит, надо разъеди
нить эту трубку (снять с патрубка) и определить, затыкая отверстие
пальцами, откуда, с какой стороны, происходит поступление «лишне
го» воздуха.
После этого по трубке «подходим» к какомунибудь устройству.
Здесь надо будет разобраться, что это за устройство и почему оно про
пускает воздух. Скорее всего, это будет пусковое устройство, устрой
ство для поддержания оборотов или какойнибудь клапан, чаще всего
клапан вентиляции картера двигателя. Первые два устройства сдела
ны для того, чтобы через них в тех или иных случаях во впускной
коллектор поступал воздух в обход дроссельной заслонки. По количе
ству этого воздуха блок управления должен добавить топлива, если это
количество согласуется с показаниями других датчиков. Но если, нап
ример, двигатель уже перегрелся, а сильфон в прогревном устройстве
не закрыл свой клапан и через него попрежнему поступает воздух в
коллектор в обход дроссельной заслонки, то этот воздух становится
«лишним».
У некоторых двигателей (Toyota 1G) прогревное устройство сдела
но как одно целое с блоком дроссельной заслонки (на двигателе оно
расположено снизу, под блоком дроссельной заслонки), и тогда ника
ких резиновых трубок нет.
Если при «плавающих оборотах» вы пережали по очереди все рези
новые трубки, а результата никакого, смело можно снимать воздуховод
перед блоком дроссельной заслонки. В трубе перед дроссельной за
слонкой вы увидите отверстие диаметром около 1 см, через которое
и поступает воздух в обход дроссельной заслонки. Заведите двигатель
и заткните это отверстие пальцем. Тут есть один момент. Двигатели
с впрыском обязательно содержат устройство для измерения количе
ства всасываемого воздуха. Это может быть расходомер на впускном
Энциклопедия начинающего автомобилиста
410
трубопроводе после воздушного фильтра (механический у фирмы
Toyota и др. и тепловой у Nissan и др.) или датчик вакуума после дрос
сельной заслонки. Если на впускном воздуховоде после воздушного
фильтра есть какиенибудь «штуковины», к которым подходит более
трех проводов, значит, у вас стоит датчик воздуха или расходомер, ..далее