Когда скорость снизится почти до нуля, надо поставить автомобиль
поперек дороги, чтобы он не скатился назад, и включить заднюю пе
редачу. На плавном спуске, если скорость невелика, следует после
первой передачи попытаться включить заднюю и (очень плавно)
сцепление.
Отвалилось колесо. Легковой автомобиль ехал по шоссе со скоростью
немногим более 60 км/ч. На спуске водитель чуть притормозил, и из
под автомобиля выкатилось колесо. Затем наклонился кузов, раздал
ся удар и скрежет металла о полотно дороги, и по асфальтированному
покрытию, высекая искры, понесся автомобиль на трех колесах и с од
ним тормозным барабаном.
Рекомендации. Водитель во время движения, видимо, не обратил
внимания на признаки плохо закрепленного колеса: при скорости ме
нее 50 км/ч в передней подвеске автомобиля появляется беспорядоч
ный стук, а при скорости более 80 км/ч и при малейшем ее изменении
раздается цокающий звук и на рулевом колесе ощущаются толчки (как
при дисбалансе колеса). При отрыве переднего колеса водитель с по
мощью оставшегося колеса должен удержать автомобиль от опроки
дывания.
Знакомство с автомобилем
191
УРОК 10. ПОЗНАТЬ САМОГО СЕБЯ
В поведении человека при управлении автомобилем и в обычной его
жизни много общего. Это показывают и результаты исследований,
и просто житейские наблюдения. Действительно, человек управляет
автомобилем так же, как он живет, проявляя при этом и черты свое
го характера, и состояние, в котором он находится, и отношение к дру
гим, себе, автомобилю, и многое другое.
Бельгийские исследователи предложили три шкалы оценки лично
стных качеств водителя. Первая шкала имеет два противоположных
полюса: реализм и эгоцентризм. Характер поведения эгоцентричного
водителя во многом зависит от того, какие намерения и суждения при
писывает он другим участникам движения. Обычно он считает, что
другие угрожают ему, и поэтому сам ведет себя агрессивно, стараясь
таким образом запугать окружающих.
Эгоцентричный водитель любит, чтобы его замечали и восхища
лись им. Реалистичный водитель при выборе своих действий обычно
руководствуется требованиями сложившейся обстановки, при этом не
стремится когото запугать или унизить. Он любит не только водить
автомобиль, но копаться в нем. Безусловно, реалистичный водитель
значительно безопаснее, чем эгоцентричный.
Вторая шкала оценивает степень независимости водителя. Те, кто
имеет высокую оценку по этой шкале, обычно высоко ценят свободу,
которую дает им автомобиль. Они не чувствуют потребности точно
соблюдать правила, в особенности скоростные режимы, при выборе
решения больше ориентируются на свои собственные оценки, чем на
внешние требования. Водители, обладающие меньшей степенью неза
висимости, придают значительно большее значение правилам, даже
если не понимают их содержания. Они стремятся к безопасности через
повиновение. Авторы считают, что независимый водитель, не воспри
имчивый к правилам, опасен, но с другой стороны, он быстрее и лучше
приобретает опыт вождения, чем зависимый.
Третья шкала оценивает уровень напряжения при управлении
автомобилем. Высокая степень напряжения характеризует водителей,
повышенно внимательных к тому, что происходит вокруг них, легко
раздражающихся и быстро утомляющихся. Оптимальная степень на
Энциклопедия начинающего автомобилиста
192
пряжения соответствует спокойному водителю. Он расслаблен, менее
чувствителен к опасности, полностью осознает свои возможности,
но при этом не становится равнодушным и беспечным.
По мнению разработчиков шкалы оценок, опасность вождения
резко повышается, если водитель агрессивен, если он не способен со
четать умение подчиняться правилам с реальной оценкой окружаю
щей обстановки, если уровень его внимательности слишком высок
или, наоборот, очень низок. ..далее