стойкость к детонации, тем больше и возможная степень сжатия двига
теля, а следовательно, и больше мощность и экономичность.
Высокооктановые бензины получают двумя способами: сложным тех
нологическим — увеличивают долю высокооктановых компонентов при
производстве (неэтилированный бензин); более простой и дешевый спо
соб — добавка к бензину тетраэтилсвинца (этилированный бензин).
В развитых странах этилированные бензины не используются.
Этиловая жидкость — это концентрат химических соединений свин
ца, и она, как и этилированный бензин, чрезвычайно ядовита, оказы
вает отравляющее действие на человека.
Используя этилированный бензин, будьте очень осторожны. Тетра
этилсвинец (а за границей еще и тетраметилсвинец) существенно по
вышает детонационную стойкость. Его для этого и добавляют, но на
автомобилях, оснащенных лямбдазондом и каталитическим нейтрали
затором отработанных газов (катализатором), этилированный бензин
использовать нельзя — свинец быстро выводит их из строя.
Маркировка
В СНГ в настоящее время производят бензины: А72, А76, А80, АИ91,
АИ92, АИ93, АИ95 и АИ98. Они выпускаются этилированными, ма
лоэтилированными и неэтилированными, летних и зимних сортов.
Все этилированные бензины окрашивают: А72 — розовый; А76 —
желтый; АИ93 — оранжевокрасный; АИ98 — синий.
За рубежом основными являются две марки бензина: «Премиум»
(1й сорт, октановое число 9798) и «Регуляр» (2й сорт, октановое чис
ло 9094). В Англии, США и некоторых других странах выпускается
также бензин «Супер» (октановое число 99102).
Энциклопедия начинающего автомобилиста
398
Применение
Для легковых автомобилей зарубежного производства используйте
бензин с октановым числом не менее 9192, для автомобилей 90х годов
рекомендуется применять бензин с октановым числом не менее 94.
Качество бензина, кроме фактического значения октанового числа,
определяется степенью загрязнения механическими примесями, со
держанием кислот, щелочей, органических соединений, сернистых со
единений. К сожалению, производимые в СНГ бензины на АЗС часто
имеют пониженное качество по указанным выше показателям. В ре
зультате при сгорании топлива возникают детонационные процессы
(заниженное фактическое октановое число); повышается интенсив
ность износа двигателя (механические примеси), усиливается смолооб
разование и нагарообразование, а также коррозионное воздействие
на детали.
Топливная система должна быть обязательно оборудована фильт
ром тонкой очистки, за состоянием которого необходимо следить и
периодически заменять. Учитывая невысокое качество бензина, пери
од замены фильтра тонкой очистки — 10 000–15 000 км. Полезно 1 раз
в год промывать топливный бак. Для двигателей с впрыском и ката
лизатором используйте бензин не хуже АИ95 неэтилированный или
малоэтилированный.
Хранение
При длительном хранении бензина его качество значительно снижает
ся. Обычно на однудве единицы уменьшается октановое число и воз
растает количество смол за счет окисления углеводородов, которые
входят в состав бензина. Смолы, содержащиеся в бензине, образуют
вязкие, липкие соединения коричневого цвета, которые оседают на
всех деталях, соприкасающихся с бензином или его парами (на стерж
нях впускных клапанов, деталях карбюратора, внутренних стенках топ
ливного бака и т.п.), что нарушает взаимодействие деталей и систем
двигателя.
На процессы окисления бензина оказывает влияние ряд факторов.
Медь и ее сплавы сильно ускоряют окисление, поэтому бензин в баке
автомобиля, где имеются латунные заборная трубка и фильтрующая
Эксплуатация и ремонт автомобиля
399
сетка, окисляется быстрее, чем в железной канистре. Способствует
окислению и свободный доступ воздуха в емкость с бензином. В теплое ..далее