412
ДОМАШНЯЯ ДИАГНОСТИКА АВТОМОБИЛЯ
Домашняя диагностика
Оценочные параметры автомобиля — динамика и топливная эконо
мичность. Подобно температуре тела, эти показатели говорят об об
щем состоянии здоровья машины. И всякий заботливый владелец
автомобиля старается не упускать их из поля зрения.
Экономичность и динамика по сути имеют обобщенный характер,
на них практически работают все системы двигателя, большая часть
узлов и агрегатов трансмиссии и ходовой части. Вовремя обнаружен
ное снижение этих параметров позволяет уже на ранней стадии оп
ределить «заболевание», устранить его и сократить эксплуатационные
расходы. Конечно, наша диагностика — это не испытания по ГОСТу,
но все же мы имеем возможность получать два показателя динамики,
не приводимые в руководстве по эксплуатации. Это время разгона на
прямой передаче с 50 до 90 км/ч и путь выбега со скорости 50 км/ч
до полной остановки.
Периодическое проведение таких контрольных заездов позволяет
следить за состоянием здоровья наших автомобилей.
Разумеется, точность полученных результатов ниже, чем в офици
альных испытаниях, однако и задачи, которые мы ставили перед
собой, значительно проще — мы сравнивали эти результаты с преды
дущими показателями наших же автомобилей, когда их техническое
состояние не вызывало беспокойства.
Несколько подсказок относительно подготовки и проведения
домашней диагностики. Перед испытаниями необходимо протариро
вать спидометр, так как погрешность показаний может быть значи
тельной. Для этого понадобится участок равнинного шоссе в хорошем
состоянии и секундомер. Часы с обычной стрелкой отсчета секунд
не так уж удобны, так как для их применения необходим помощник.
Двигаясь на шоссе с определенной скоростью (50, 60, 90 км/ч),
засекаете время прохождения участка между двумя километровыми
столбами. Опыт следует проводить не менее трех раз на каждой ско
рости и в двух противоположных направлениях. Время прохождения
мерного километра должно быть равным соответственно 72, 60 и 40 се
кунд. Если же оно отличается в ту или иную сторону, то следует ввести
Эксплуатация и ремонт автомобиля
413
поправки на изменение скорости и наклеить на стекло спидометра
полоски цветной изоленты с отметками в местах, совпадающих с поло
жением стрелки при точных режимах, — 50, 60 и 90 км/ч.
Конечно, не следует забывать о соблюдении комплекса дорожных
и погодных условий, а именно: отсутствие осадков, скорость ветра не
более 3 м/с, температура воздуха от минус 5 до плюс 25 градусов, давле
ние от 730 до 770 мм рт. ст., относительная влажность не выше 90%.
Начинаем домашние испытания с разгона. На подходящем участке
шоссе разгоняем автомобиль до скорости 50 км/ч и в течение 20–30 се
кунд двигаемся с этой скоростью, давая ей возможность стабилизи
роваться.
Затем одновременно нажимаем резко и «до пола» педаль газа
и включаем секундомер. С этого момента пошел отсчет времени разго
на. Выключаем секундомер и сбрасываем газ, когда скорость автомо
биля достигла величины 90 км/ч.
Для определения выбега устанавливаем на мерном участке шоссе
какойнибудь ориентир, возле которого во время контрольного заезда
быстро выключаем передачу. Как и на первом этапе испытаний, к мес
ту начала замера подъезжаем на установившейся скорости 50 км/ч.
Путь, пройденный автомобилем по инерции, служит показателем рабо
ты узлов ходовой части.
Можно ограничиться и более грубым способом: определить рассто
яние при помощи автомобильного счетчика, если он имеет указатель
сотен метров.
Возвращаясь к самой сути выбега как к косвенной оценке средней
силы сопротивления движения автомобиля, можно с достаточной для
эксплуатационных целей точностью упростить этот замер, определяя
не абсолютную, а относительную величину пути инерционного движе ..далее