составлять 120–150° (для легковых автомобилей), а вытянутая не пол
ностью распрямленная рука (левая) запястьем касается верхней точ
ки рулевого обода. Добившись с помощью регулировки сиденья этого
положения, отрегулируйте затем спинку сиденья, чтобы она полно
стью прилегала к спине. В этом положении отрегулируйте ремни бе
зопасности: рука должна туго входить под пристегнутый ремень на
уровне груди. Установите подголовник так, чтобы он препятствовал
движению головы назад и упирался средней частью в затылок.
Проверьте при пристегнутом ремне безопасности удобство пользо
вания переключателями на щитке приборов, рычагом переключения
передач, положение которого также можно отрегулировать по росту
на легковых автомобилях.
При правильной посадке затылок и позвоночник находятся на од
ной линии, близко к перпендикуляру к полу (75–90° в зависимости
от роста). Психофизиологи установили, что такая осанка водителя поз
воляет дольше сохранять внимание в сложной дорожной обстановке.
Правильная посадка водителя особенно ярко проявляется на пово
ротах, когда на него воздействует боковая сила. При этом опытный
водитель держит рулевое колесо, как бы слегка отталкиваясь от него
и плотнее прижимаясь к спинке сиденья, что позволяет ему легче про
тивостоять воздействию боковой силы. Неопытный водитель на по
вороте при неправильной посадке висит на боковом секторе руля. При
этом если автомобиль не вписывается в поворот, то довернуть руль
бывает очень трудно и неудобно, так как, вопервых, руки находятся
в неудобном для поворота руля положении, и вовторых, рулевое коле
со используется водителем как точка опоры для удержания равновесия.
Пуск двигателя. Перед пуском необходимо проверить положение
рычагов: стояночный тормоз должен быть включен, рычаг переклю
чения передач переведен в нейтральное положение. Если двигатель
холодный, то нужно закрыть воздушную заслонку, нажать 2–3 раза до
отказа на педаль подачи топлива (сработает насосускоритель и впрыс
нет в диффузор карбюратора топливо, что облегчит пуск); затем, вклю
чив сцепление (для уменьшения сопротивления проворачиванию
коленчатого вала), повернуть ключ зажигания по часовой стрелке, од
47
Энциклопедия начинающего автомобилиста
новременно слегка нажав на педаль подачи топлива, и отпустить ключ
и педаль сцепления тотчас после пуска двигателя. Если с первого ра
за двигатель не пустился, то следует повторить поворот ключа зажи
гания через 5–10 с. В случае отсутствия пуска можно попробовать
открыть воздушную заслонку и, плавно нажав на педаль подачи топ
лива, подержать ее в отжатом положении 10–15 с, повторить включе
ние зажигания. Если и это не помогает, нужно проверить исправность
системы зажигания, питания, наличие топлива в карбюраторе.
При пуске прогретого двигателя не следует закрывать воздушную
заслонку и нажимать предварительно на педаль подачи топлива, так
как чрезмерное обогащение в данном случае лишь затруднит пуск.
После пуска двигателя проверить показания контрольноизмери
тельных приборов, обратив особое внимание на давление масла, инди
катор уровня тормозной жидкости, уровень топлива.
Трогание с места. Порядок действий при трогании с места сле
дующий:
1. С помощью зеркала бокового и заднего вида просматриваются
зоны слева, сзади автомобиля (зоны впереди справа, сбоку осмотрены
предварительно).
2. Если слева поблизости (50 м) нет автомобилей, то включается
указатель левого поворота. Если дорога двухполосная и загруженная,
а в зеркало виден ближе 50 м приближающийся слева автомобиль, луч
ше, обождав несколько секунд, пропустить его и лишь затем включить
указатель левого поворота.
Разгон автомобиля в обычных условиях должен быть плавным,
но не слишком растянутым. Наиболее частая ошибка начинающих
водителей при трогании и разгоне — неумение плавно увеличивать
подачу топлива. Резкое нажатие на педаль дросселей часто приводит
к проскальзыванию колес даже на сухой дороге. При этом преждевре
менно изнашиваются шины, испытывает сильные нагрузки трансмис ..далее