надо делать при заносе на прямой.
Торможение переднеприводного автомобиля не имеет существен
ных особенностей: при самых неблагоприятных условиях, разных ко
эффициентах сцепления левых и правых колес машина устойчива, все
время сохраняет прямолинейное движение. Автомобиль более устой
чив, чем заднеприводный, к воздействию бокового ветра, поэтому при
Знакомство с автомобилем
77
разъезде на узкой дороге с крупногабаритными транспортными сред
ствами практически не ощущается отклонения автомобиля от заданной
траектории движения.
На прямых участках дорог управление переднеприводным автомо
билем не отличается от обычных. Лишь на очень крутых и скользких
подъемах может возникнуть пробуксовывание передних ведущих ко
лес. В таких крайних случаях уклоны обычно преодолевают задним
ходом, что позволяет улучшить сцепление ведущих колес с дорогой.
Буксирование прицепов
В последние годы на наших дорогах заметно прибавилось легко
вых автомобилей с прицепами, все чаще встречаются автомобили, бук
сирующие прицепдачу. Управление такими автомобилями имеет ряд
особенностей.
Прежде всего необходимо учитывать, что автомобиль с прицепом
при движении ведет себя иначе, чем обычный одиночный. Поэтому
первая задача водителя состоит в изменении стереотипа поведения
при езде с прицепом и отношения к ней.
Нужно приучить себя тщательно соединять прицеп с автомобилем
и периодически проверять надежность сцепки в пути, делая для этого
кратковременные остановки.
Перед поездкой необходимо установить необходимое одинаковое
давление в шинах прицепа, проверить равномерность давления в ши
нах, повысить давление в задних шинах автомобиля на 0,2–0,4 кПа/см2
по сравнению с обычным. Иначе, кроме повышенного износа шин,
будет ощущаться неустойчивое движение автомобиля и прицепа. Если
буксируется прицепдача, необходима установка по обеим сторонам
автомобиля зеркал заднего вида.
Перед началом движения следует проверить техническое состоя
ние указателей поворотов и стопсигналов.
Груз в прицепе нужно по возможности размещать впереди, чтобы
на сцепное устройство действовала дополнительная прижимающая
сила. Напомним, что в открытых прицепах груз должен как можно
меньше выступать над бортами, иначе на поворотах на прицеп будет
воздействовать дополнительная боковая сила, которая может его
опрокинуть.
Энциклопедия начинающего автомобилиста
78
Динамика движения автомобиля с прицепом значительно меняется.
Он медленнее разгоняется и дольше тормозит, что объясняется воз
растанием общей массы транспортного средства (до 750 кг). Отсюда
вытекает тактика вождения, другая, чем при управлении одиночным
автомобилем: все делать с большим запасом пространства и времени.
Не стоит предпринимать обгон автомобилей, двигающихся со скоро
стью 60 км/ч и более. Он может затянуться и создать опасные ситуа
ции. Если всетаки производится обгон, не забывайте, что сзади вашего
автомобиля еще и прицеп, возвращайтесь в свой ряд плавно, убедив
шись в зеркало заднего вида в безопасности.
Скорость движения автомобиля с прицепом следует уменьшить
на 25% по сравнению с движением без прицепа и поддерживать ее
в пределах 60–70 км/ч. Для экстренного торможения может потребо
ваться времени на 4 с больше, чем для одиночного автомобиля, поэто
му увеличивайте дистанцию в потоке транспортных средств минимум
на 15–20 м.
Для экономии топлива не стоит двигаться на автомагистралях
со скоростью выше 70 км/ч, так как уже при скорости 80 км/ч расход
его возрастет примерно на 25%. Низкая и обтекаемая укладка груза
в открытом прицепе, плотно обтянутом прорезиненным брезентом,
также способствует экономии топлива. ..далее