специальных вставок (бандажей) на колесных дисках на случай про
кола или прострела. На них можно проехать в cреднем до 50 км пути
со скоростью от 50 до 60 км/час. В последнее время в качестве до
полнения к металлу при защите отдельных элементов кузова автомо
биля стали применяться различные полимерные материалы, которые
позволяют обеспечить сбалансированность между дополнительным
весом и техническими параметрами автомобиля. К наиболее распро
страненным полимерным материалам относятся «Kevlar» (DuPont),
«Twaron» (AkzoNobel) и «SpectraShield» (AlliedSignal), отечественным
аналогом некоторых из них является ТСВМ. Их прочность и вес обес
печивают надежную защиту без перегрузки базового автомобиля. Дан
ные материалы во много раз прочнее броневой стали аналогичного
веса, однако гораздо дороже ее. При этом пакет из этих материалов
будет гораздо толще стальной пластины, обладающей одинаковыми с
ним защитными характеристиками. Поэтому в чистом виде они либо
некоторые другие полимеры могут применяться при защите крыши
или пола пассажирского салона автомобиля от воздействия взрывча
тых веществ (ВВ) и осколков взрывных устройств.
Жизнь автомобилиста
753
Применение стали, сплавов цветных металлов, и керамики в сочета
нии с полимерными материалами в виде так называемых баллистиче
ских сэндвичей дает возможность максимально обеспечить защиту
автомобиля и снизить дополнительный вес. Такой «сэндвич» с одинако
вым успехом в состоянии задерживать и массивные осколки гранат,
и термоупрочненные сердечники бронебойных пуль.
Прозрачная броня автомобилей за последнее время не претерпела
какихлибо серьезных изменений. Прозрачная броня представлена
многослойными закаленными стеклами с внутренним поликарбонат
ным слоем, предохраняющим пассажиров от осколков при обстреле
снаружи.
В зависимости от желания заказчика и технологических возмож
ностей бронировщика, боковые стекла могут быть выполнены опуска
ющимися вниз на 10–25 см с помощью подъемников, активируемых
штатными выключателями. Как правило, стекла имеют выступающую
наружную кромку и внутренний паз для фиксации и исключения виб
рации при движении на автомобиле. Переднее и заднее стекла име
ют аналогичную конфигурацию крепления, что позволяет защитить
такие уязвимые места кузова, как, например, стыки между стеклами и
рамкой, проемы между дверцами и дверными рамками. Европейские
фирмыпроизводители, как правило, устанавливают стекла с электро
подогревом, переднее стекло дополнительно может оснащаться пиро
патронами для «отстрела» в случае необходимости экстренной эвакуации
пассажиров.
Основными параметрами определения качества бронестекла, есте
ственно, наряду с пулестойкостью, является прозрачность, отсутствие
внутренних межслойных пузырей, замутнений и оптических искаже
ний по передним боковым стойкам. Так, например, наиболее доро
гостоящими являются стекла, изготовленные «Pilkinton Aerospace» и
«Isoclima» и применяются в основном европейскими бронировщиками.
Менее дорогостоящие стекла без наличия электрообогрева изготавли
ваются компаниями «PPG», «Protective Armored Systems,Inc.», «Seblico
Ltda» и т.д., применяются в основном американскими и канадскими
бронировщиками.
И последнее. Качество работ по бронированию в конечном итоге
будет оцениваться по уровню доработки салона. VIPклиент, ради кото
Энциклопедия начинающего автомобилиста
754
рого и приобретается автомобиль, не видит, какая броня установлена
внутри кузовных деталей, как дооборудован бензобак и колеса. Но он
видит, ощущает, как модернизированы сиденья и панели дверей, как
«вживлено» заказанное им дополнительное оборудование. Так уж сло
жилось, что у каждой отдельно взятой компании, выпускающей бро
нированные автомобили VIPкласса, существует своя собственная
концепция того, как должен быть защищен автомобиль и чем он дол
жен быть оборудован в базовой комплектации. Все остальное может ..далее