2. Вывеpнyть свечи, пpовеpнyть коленчатый вал пyсковой pyкоят
кой на 10–15 обоpотов и вновь ввеpнyть свечи.
3. Повеpнyть pyлевое колесо на 1–1,5 обоpота в каждyю стоpонy.
Пpивести в действие (3–5 pаз) педали тоpмоза и сцепления, педаль
yпpавления дpоссельной заслонкой каpбюpатоpа, стояночный тоpмоз
и pyкояткy yпpавления воздyшной заслонкой каpбюpатоpа.
ХОЛОДНЫЙ ПУСК
Мы знаем, что пуск двигателя на морозе может вызвать проблемы.
Но опыт приходит со временем, а как быть тем, для кого эта зима —
первая автомобильная?
Начнем разговор об особенностях холодного пуска с прописных
истин. А именно: какие условия нужны двигателю, чтобы заветный
процесс в его цилиндрах благополучно пошел.
Здесь одинаково важны системы питания, зажигания и стартер,
способный расшевелить застывший мотор.
Сперва о питании. Что же «ест» двигатель? Это горючее (в нашем
примере — бензин) и окислитель (кислород воздуха). Если того или
другого слишком мало (или много), то сгорание будет вялым или
вообще не состоится. Вспомните, как горит лужа бензина: темное пла
мя, копоть… и сравнительно мало жару. Отчего так? После первой
вспышки бензин в луже, нагреваясь, начинает все интенсивнее испа
ряться, затрудняя доступ воздуха к ядру пламени. Смесь, как принято
Энциклопедия начинающего автомобилиста
316
говорить, крайне богатая (то есть с избытком горючего). Но вот ду
нул ветер — сразу пламя ярче, горячее! Ветер добавил недостающего
окислителя.
В идеале для полного сгорания бензина его весовое соотношение
с воздухом должно быть около 1:15. За этим строго следят соответ
ствующие устройства в любой исправной паяльной лампе, бензино
вой горелке, примусе, обеспечивая прозрачное, голубоватое, горячее
пламя. Карбюратор, который должен готовить бензовоздушную смесь
для различных режимов работы, посложнее примуса. Но одна из его
задач та же — держать соотношение топлива и окислителя в «горючих»
рамках.
Когда мотор уже прогрет — это просто. Куда сложнее холодный
зимний пуск! Промороженный воздух в диффузорах карбюратора еще
больше охлаждается, и капельки бензина, смешиваясь с этой струей,
испаряются неохотно. А для вспышки нужна оптимальная смесь — жид
кую каплю горючего искра не воспламенит. Дело усложняется тем, что
часть паров бензина, всетаки образовавшихся при карбюрации, по пу
ти в цилиндр вновь конденсируется, соприкасаясь с холодным коллек
тором, и у свечи вновь один воздух — а он, увы, не горит.
Выход из этой непростой ситуации найден давно — любой карбюра
тор оснащен тем или иным пусковым устройством, резко увеличива
ющим подачу бензина, чтобы насыщенность его паров возле свечи
стала достаточной для вспышки.
К сожалению, у многих неопытных автолюбителей карбюраторы
далеко не в идеальном порядке. И особенно — их пусковые устройства.
Простейшая «полуавтоматика» представляется уж больно мудреной, хо
тя на деле и изучить, и отладить ее может любой вдумчивый школьник.
Еще один фактор успешного пуска — состояние двигателя. Во время
такта сжатия «заряд» смеси в цилиндре нагревается, способствуя испа
рению бензина. Изношенный мотор, нормально пускавшийся летом,
зимой может закапризничать! Надеемся, ваш в этой части совершенно
исправен, иначе хлопоты с его пуском лучше отложить до теплых дней.
Следующая важная система — зажигание. Так ли уж важна мощ
ность искры между электродами, если и слабая успешно заряд поджи
гает! Действительно, в легких условиях (лето, исправный мотор,
нормально работающий карбюратор…) сверхмощная искра и не нужна.
Эксплуатация и ремонт автомобиля
317
Именно поэтому мы до поры пренебрегаем явными неполадками в за
жигании (например, почти нет зазора между контактами преры
вателя). Иное дело — условия холодного пуска!
Мощная, хлесткая искра, нагревая капельки бензина, способствует ..далее