тяжении троса передняя часть приподнимется и автомобиль прод
винется вперед.
Последняя преграда на тернистом пути — водная. Вероятно, нет
необходимости говорить о том, что «не зная броду, не суйся в воду».
А если всетаки сунулись, двигайтесь медленно. Неприятности могут
начаться, если вода зальет прерывательраспределитель и катушку за
жигания, свечи или еще хуже — попадет в выхлопную трубу. Если дви
гатель замер по вине распределителя, свечей или катушки, их можно
вскрыть, вывернуть и протереть или обдуть струей сжатого воздуха
из насоса. Эти операции неприятно выполнять, стоя в воде, но все
же это выход. Остановившийся в воде двигатель с залитой выхлопной
трубой глушителя пускать бесполезно. Надо вытащить автомобиль
на берег и удалить из трубы воду, въехав на пригорок.
Преодолевая серьезные водные преграды, помните, что высокая
скорость отнюдь не гарантирует безопасный проезд, и в первую
очередь для двигателя. Вода может попасть во впускной коллектор,
а там недалеко и до цилиндров. Если ее много, гидроудар неизбе
жен. Вода, в отличие от воздуха, несжимаема: поршень со всего хода
ударится в воду, будто в стену, и давление в цилиндре превысит норму
в несколько раз.
Погнутые или сломанные шатуны — результат неудачного форсиро
вания водной преграды.
Бывает, что двигатель (если обороты невысоки) может просто оста
новиться. Попробуйте пустить его стартером. Если не получается,
выверните свечи и проверните коленчатый вал.
Вода выйдет из цилиндров через отверстия, и двигатель можно
пустить. Если возник стук в блоке, значит, повреждены шатуны и мо
тор нужно немедленно остановить. Если все обошлось — вам очень
повезло.
Проехав по воде, уровень которой достигает тормозных бараба
нов, обязательно просушите тормоза. Для этого немного натяните
рычаг ручного тормоза. На эту операцию обратите особое внимание.
Рассмотренные ситуации, конечно, не дают представления обо всех
случаях, возможных там, где дорога не благоустроена. Как показыва
ет опыт, знания, сообразительность и находчивость помогают найти
выход из любых положений.
Знакомство с автомобилем
215
АКВАПЛАНИРОВАНИЕ
Обилие воды на дорогах быстро учит, как без опасения залить кон
такты распределителяпрерывателя или катушки зажигания грамотно
преодолевать водные препятствия. Но существует другая опасность,
которой подвергают себя даже многие достаточно опытные автомо
билисты. Имя этой опасности — аквапланирование.
Стать аквапланеристом очень легко. Необходимо лишь на прилич
ной скорости преодолеть достаточно большую лужу. Результатом выс
шего пилотажа может стать штопор с переворотом через крышу,
приземление на откосе дороги и тому подобное. Происходит это изза
эффекта аквапланирования. Суть этого явления заключается в образо
вании водяного клина между протектором и поверхностью дороги. Во
да не успевает уходить изпод протектора, и под ним образуется
водяная пленка, по которой, как по льду, начинает скользить автомо
биль. Своеобразный балет, где единственным членом жюри является
сама судьба.
Последствия аквапланирования — от собачьего рысканья машины
по дороге до фатальных переворотов — зависят и от многих других
факторов. Например, от скорости автомобиля. Чем она выше, тем, ес
тественно, опаснее езда и больше шансов улететь под откос. Хотя аква
планирование возможно и при 40 км/ч. Качество дорожного полотна,
состояние амортизаторов тоже играют роль. Влияет, разумеется, и ка
чество резины, тип шин (широкая резина больше «планирует», более
жесткие шины лучше держат дорогу).
От неприятности вас может уберечь знание того, каков рисунок
протектора на вашем авто и степень изношенности резины. Крити
ческая глубина износа — 4 мм. Уже этого достаточно для того, чтобы
сорваться в штопор. Про «лысую» резину я уж не говорю. Эффект ак ..далее