· наличие воды или тосола в масле;
· работа двигателя без масла.
Эти стуки отчетливо слышны при запуске холодного двигателя,
когда масло еще не дошло до подшипников; в некотором диапазоне
частот вращения коленчатого вала стук может пропадать, если двига
тель только начал стучать.
По тональности стук коленвала глухой на холостом ходу и стано
вится более звонким по мере возрастания частоты вращения и очень
частый, даже если стучит только один подшипник.
Стук распределительного вала глухой и появляется изза износа
подшипников распредвала, причинами которого могут быть: некачест
венное масло, наличие механических примесей или воды в масле, недо
Энциклопедия начинающего автомобилиста
504
статочное количество масла, подаваемое на подшипники, работа двига
теля без масла, царапины, недостаточная шероховатость или оваль
ность шеек (что иногда также встречается).
О том, что распредвал застучал, узнают по глухому стуку при запу
ске холодного двигателя, который пропадает после начала поступле
ния масла на подшипники (примерно 1–2 секунды). На таком двигателе
можно еще смело проехать до 50 000 км, если только клапана без гид
рокомпенсаторов, т.к. при стуке распредвал совершает перемещения
(хоть и очень небольшие) вверхвниз. Когда вал переместится вверх,
образуется зазор между окружностью кулачка (при закрытом клапане)
и толкателем, и гидрокомпенсатор «выберет» этот зазор, а когда вал
займет нижнее положение, он приоткроет клапан (ведь зазора больше
нет), отсюда падение компрессии и, как следствие, падение мощно
сти, увеличение расхода топлива, ухудшение пусковых качеств двигате
ля, отложение нагара на седле клапана, перегрев клапана и, возможно
его прогорание.
По мере износа стук будет уже не только при запуске холодного
двигателя, но и при запуске теплого двигателя, а также при работе
непрогретого двигателя. Частота стука распредвала в два раза меньше
частоты стука коленвала.
При раннем впрыске топлива на дизельных или раннем зажигании
на бензиновых двигателях происходит детонационное сгорание топ
ливовоздушной смеси, сопровождаемое стуками. Для бензиновых —
говорят «пальцы стучат», для дизельных — жесткая работа дизеля.
Стук клапанов появляется вследствие больших зазоров или на дви
гателях с гидрокомпенсаторами изза их ненаполнения маслом. Такой
стук по частоте совпадает со стуком распредвала, по тональности —
звонкий.
На дизелях может стучать ТНВД (топливный насос высокого дав
ления).
Может стучать поршень, доставая клапана при сбитых фазах газо
распределения.
Следующий тип стука, на наш взгляд, является необычным и затруд
няющим выявление неисправности — это стук поршня о головку вслед
ствие того, что головка стала немного ближе к поршню. Это случается
изза установки под головку прокладки меньшей толщины, чем должна
Эксплуатация и ремонт автомобиля
505
быть, или ее сильного выжимания. Такая неисправность была у одного
знакомого водителя.
Купил он автомашину TOYOTA CROWN 91 года выпуска с 3летним
пробегом. Все было нормально, как вдруг, после 3 с половиной меся
цев эксплуатации, появился звонкий частый стук в двигателе (двиг.
1GGZE), по мере прогрева он становился немного слабее, но полно
стью не исчезал. Были подозрения на коленвал, но всетаки смущало
то, что звук был звонкий. Разобрал двигатель — вкладыши и коленвал
в отличном состоянии, проверил клапана и распредвал — все в порядке.
Ктото из соседей по гаражу сказал ему, что может стучать поршень о
головку, а для выяснения этого надо внимательно осмотреть поршня,
в месте контакта не будет нагара.
Так и сделал — все просмотрел и, на удивление, обнаружил неболь
шое пятнышко без нагара на поршне 4го цилиндра. На головке напро ..далее