продольная и поперечная раскачка. Раскачка имеет продолжительный
незатухающий характер. При движении по неровностям автомобиль
показывает замедленную реакцию на руль — тот уже вывернут, а машина
все не начинает поворачивать.
Повторяясь, можно сказать, что водитель постепенно привыкает
к отклонениям в управляемости автомобиля и на первых порах под
страивается под них. Действительно разницу можно оценить только
сравнив два автомобиля — один с новыми, а другой — с «убитыми»
амортизаторами. Однако такая ситуация больше характерна для по
лигонов и журнальных статей, чем для реальной жизни. Поэтому при
первых подозрениях на проблемы с управляемостью и устойчивос
тью следует покачать автомобиль за углы, осмотреть амортизаторы и
либо немедленно менять их на новые (при наличие течи масла), ли
бо отправляться на специализированный пункт инструментального
контроля.
Эксплуатация и ремонт автомобиля
513
4. Инструментальный контроль (стендовая диагностика)
Различают вибрационные стенды и проверку демпфирующего уси
лия на испытательных стендах. В первом случае вам необходимо за
ехать на автомобиле на площадку исполнительного механизма стенда,
и за несколько минут на нем будет получена диаграмма осевых коле
баний. Сравнивая ее со специфичными граничными характеристика
ми для данного автомобиля, специалисты станции могут практически
безошибочно оценить состояние амортизаторов.
Проверка демпфирующего усилия требует полной разборки под
вески и снятия амортизатора. Такая диагностика позволяет получить
максимально точную информацию, но дорога сложна уже сама по
себе. Просто оцените стоимость снятия и установки амортизаторов.
Стендовая оценка демпфирующего усилия оправдана только в том
случае, если есть сомнения в поведении дорогих амортизаторов стои
мостью от ста долларов и в результате может отпасть необходимость
их замены.
От чего умирают амортизаторы
В самом амортизаторе сломаться могут только две вещи — выйти
из строя клапаны и нарушиться герметичность сальника штока. Если
поломка первого рода встречается достаточно редко, то вторая явля
ется основной и имеет множество причин для происхождения.
Надежно работающий сальник амортизатора представляет собой
достаточно нетривиальную конструкторскую задачу. Действительно,
его шток проходит через масляную ванну изнутри наружу, повторяя
это циклическое движение сотни тысяч раз, часто со значительными
ускорениями, нагреваясь (и расширяясь), вместе с нагревающимся при
работе маслом. Еще сложнее ситуация у однотрубных систем, ведь там
все усугубляет давление газа, которое равномерно распространяется
и на масло, по определению стараясь вытолкнуть его наружу.
После решения конструкторской задачи на первое место выходит
качество изготовления и качество материалов. Не менее важны и пока
затели стабильности производства и тех допусков, посадок и отклоне
ний, которые закладываются в каждый амортизатор. Все это и входит
в определение такого емкого слова, как «культура производства».
Именно поэтому одни амортизаторы служат дольше, чем автомобиль,
Энциклопедия начинающего автомобилиста
514
а другие нужно проверять каждые 20 тысяч километров. Но и в цене
разница может доходить до 10 раз.
Во время работы на автомобиле шток амортизатора «собирает»
взвешенную в воздухе пыль и иные механически (абразивно) и хими
чески агрессивные вещества типа соляного раствора, которым полива
ют зимой наши дороги. Они просачиваются в небольших количествах
даже через исправный защитный кожух (пыльник). Другое дело, ког
да этот кожух поврежден или даже частично разрушен. Пыль и грязь,
попадая на шток, как наждаком срезают поверхность сальника, и масло
начинает просачиваться наружу.
Полированная поверхность штока рассчитана на многолетнюю
эксплуатацию. Появляющаяся на ней ржавчина свидетельствует либо ..далее