может быть на уровне 10 тысяч долларов.
Если бы заемщик занялся продажей автомобиля самостоятельно,
то он выручил бы эти 10 тысяч долларов, погасил бы остаток кредита
и оставил себе в утешение 6000 долларов.
На самом деле произойдет следующее. Автомобиль будет продан
за 7000 долларов какомунибудь знакомому или для перепродажи. Ор
ганизатор аукциона возьмет себе 10–20% (например, 700 долларов),
а остальные деньги перечислит в банк. Банк получит 6300 долларов,
из которых сначала будут погашены просроченные проценты по кре
диту, штрафы (например, долларов на 300). Из 6000 долларов банк
погасит четырехтысячный долг клиента. Остаток в две тысячи будет
перечислен клиенту. А первоначальная разница между рыночной це
ной в 10 тысяч долларов и фактической продажной ценой в 7 тысяч
будет присвоена аукционистом или, скорее всего, поделена между
ним и банком, или между аукционистом и конкретным работником
банка.
Это, конечно, «экстремальный случай». Часто бывает и так, что
нет никакого специального сговора против заемщика. Его могут и не
собираться сильно обманывать. Но никто в связке банк — аукционист —
новый покупатель и не заинтересован в том, чтобы носиться с его ма
шиной и искать за нее самую лучшую цену. Объявили аукцион, приш
ли покупатели, купили по цене ниже рыночной. Все довольны: банк
и аукционист получили свое, покупатель дешево купил, а заемщик
потерял.
Энциклопедия начинающего автомобилиста
288
УСЛУГА TRADE IN
В «комплекте» к кредиту автосалоны все чаще рекламируют услугу
«trade in». Причем рекламируют ее как выгодную возможность поме
нять не новый автомобиль на новый. На самом деле услуга в том виде,
как она пока предлагается автосалонами, совершенно невыгодная.
Услуга под названием «trade in», то есть обмен старой машины
на новую, появилась у нас с приходом представительств разных «ино
марок». Которые, как известно, страшно далеки от народа. Но теперь
за такие эксперименты принялись и наши. Правда, «Волг» и «Москви
чей» в этой схеме пока не встретить. ВАЗ — единственный завод, чью
продукцию можно «обновить» в салоне. Зато предложений множество.
Кажется, почти все крупные салоны сейчас готовы не только про
дать новые «Жигули», но и заодно, в счет оплаты за них, купить у кли
ента старые. Их, разумеется, тоже потом комуто продают. И если на
минуту отвлечься от собственных интересов и представить себе поло
жение того, будущего, покупателя, то оно, в общем, неплохое. Брать
машину, пусть даже и подержанную, не у частника, а у заслуживающей
хоть некоторого доверия организации както спокойнее. Скорее всего,
магазин, в отличие от частника, не будет слишком уж сильно обманы
вать покупателя. Салоны предпочитают сразу прикрыть тылы, приоб
ретая подержанную машину настолько дешево, чтобы в любом случае
не прогадать.
Так что, выступая в качестве продавца, салону уже нет необходимо
сти обманывать покрупному. При этом цены в автокомиссионках, как
правило, ненамного выше, чем у частников. Гарантию качества, правда,
никто давать не станет. Салоны не чинят подержанные автомобили,
продажей которых занимаются, а только лишь «наводят марафет». За
то доподлинно известно, что разболтать дядькумастера, чтобы тот
рассказал о всех проблемах машины, гораздо легче, чем насупленного
частника, пытающегося впарить подороже «свою ненаглядную». Оно
и понятно: мастеру от продажи авто личной выгоды никакой, а част
ник так деньги зарабатывает. Кроме того, в автосалонах всегда есть
возможность выбора между несколькими автомобилями — поэтому про
давцу совершенно не обязательно расхваливать на все лады данную
конкретную машину: не понравилась одна, подойдет другая.
Знакомство с автомобилем
289
В менее радужном свете предстает схема обмена старого на новое,
если рассматривать их со стороны собственно обменщика, того само
го, кто хочет сдать старую развалюху и, доплатив, купить чтонибудь ..далее