движения. Анализ ДТП с легковым таксомоторным транспортом,про
веденный НИИАТ, выявил, что 49,6% из них произошли на мокрой,
грязной или скользкой дороге. Основной ошибкой водителей были
неучет скользкости дороги и неправильный выбор скорости.
Ясно, что скользкие участки дороги надо по возможности избегать,
стараясь их объехать, либо пользоваться особыми приемами управле
ния автомобилем. Рассмотрим более подробно, какие опасные участки
надо стараться избегать.
Избегайте участки, имеющие масляные нефтяные пятна. Замасленная
или покрытая свежими вяжущими материалами (например, свежий,
только что положенный асфальт) дорога очень скользкая. Изыскивай
те любую возможность объехать такой участок. В жаркую погоду масля
ное пятно на дороге хорошо видно, объезжайте его.
Избегайте участков дороги, скрытых под водой. Под водой могут быть
разные опасности. После проезда глубокой лужи могут намокнуть тор
мозные колодки и отказать тормоза, может заглохнуть двигатель и т.д.
Двигайтесь по колее. Если вы четко различаете колею, проложенную
другими транспортными средствами, двигайтесь по ней. В колее сцеп
ление шин с дорогой лучше.
Энциклопедия начинающего автомобилиста
150
Когда дорога покрыта тающим льдом, избегайте двигаться по полосам
с интенсивным движением. На полосах с более интенсивным движением
транспорта лед быстрее тает, и поэтому движение по таким полосам
безопаснее, чем там, где автомобилей мало, следовательно, ледовая
корка на поверхности дороги дольше сохраняется.
Нужно также опасаться участков с нерастаявшим льдом, встречающих'
ся в тени деревьев или зданий. Учтите, лед на таких закрытых от солнца
участках тает медленнее, а ближе к вечеру быстрее замерзает снова,
даже если в течение дня чуть оттаял.
Будьте особенно внимательны, приближаясь к мостам или путепроводам.
Там ледяная корка на дороге появляется раньше, чем повсюду, а ис
чезает позже. В этих зонах повышенной опасности избегайте резких
движений рулем, газом, тормозом.
Без особой необходимости не обгоняйте. Лучше оставайтесь на своей
полосе. Даже простая смена полосы на скользкой дороге грозит непри
ятностями, а обгон — тем более. Этот маневр опасный и в хороших
дорожных условиях, а при плохом сцеплении становится крайне риско
ванным.
Объезжайте песчаные и снежные заносы, сугробы, грязь или сырые листья.
Сырые листья делают поверхность дороги скользкой, как лед. Если
вы, скажем, попытаетесь затормозить на дороге, покрытой мокрыми
листьями, почти наверняка потеряете контроль над автомобилем.
Если вам требуется остановка, ищите на дороге место, свободное
от перечисленных выше опасностей: льда, снега, листьев, песка. Если
таких участков нет, скажем, при движении зимой по загородной до
роге, предпочтительнее всего будет остановиться на сухом укатанном
снегу. Если там часто останавливались и до вас, снег может быть отпо
лирован до состояния льда. Остерегайтесь этого. И остановка, и даль
нейшее трогание с этого места будут очень трудными.
Не останавливайтесь на подъемах. Остановитесь лучше до начала
подъема или за ним. Помните о том, что трогание на подъеме в усло
виях плохого сцепления — дело трудное и опасное.
Когда подъемам и спускам нет конца, останавливайтесь лучше
на спуске. Трогаться вам будет легче.
Если движения по скользкой дороге не избежать, то постарайтесь опреде'
лить степень ее скользкости. Для этого можно использовать несколько
Знакомство с автомобилем
151
способов: визуально, торможением, изменением подачи топлива, вы
жимом педали акселератора. Человек с нормальным зрением почти
всегда увидит скользкую поверхность, но не всегда сможет оценить,
насколько она опасна. Если дорога свободна, то можно попробовать
оценить скользкость, резко нажав на педаль тормоза. В других услови
ях следует проверять сцепление колес резким нажатием на педаль уп
равления дросселем. Если ведущие колеса сорвутся в пробуксовку, ..далее