скочит наперерез в нескольких метрах от вашего автомобиля. Ее при
знаки: нерешительность и ваша и велосипедиста; по Правилам проезда
перекрестков преимущество в данной ситуации на стороне велосипе
диста, и он может проявить излишнюю самоуверенность.
Вы подъезжаете к пересечению с главной дорогой, намереваясь повернуть
налево. В сплошном потоке транспорта, движущегося по ней, появился
разрыв — два грузовых автомобиля приготовились поворачивать направо.
Вы решаете воспользоваться этим моментом.
Комментарий. Возможная опасность: двинувшись вперед, вы поте
ряете из виду водителя, следующего за поворачивающими грузови
ками, и если он не захочет дожидаться, пока они освободят путь,
и пойдет на обгон, то вы внезапно окажетесь на его пути, столкновение
станет почти неизбежным. Его признаки: габариты грузовика создают
Энциклопедия начинающего автомобилиста
148
большую непросматриваемую со второстепенной дороги зону; позиция
водителя легкового автомобиля позволяет ему предпринять обгон;
такой маневр на главной дороге разрешен и в зоне перекрестка.
УРОК 7. ВОЖДЕНИЕ В СЛОЖНЫХ
ДОРОЖНЫХ УСЛОВИЯХ
До сих пор рассматривались навыки управления автомобилем в нор
мальных погодных условиях. Теперь к вашим знаниям и навыкам до
бавятся новые, необходимые в тех условиях, которые мы называем
сложными.
Итак, вы будете знать (и, надеемся, уметь), как безопасно управлять
автомобилем не только в солнечные ясные дни, но и в дождь, снег,
туман, ночью и т.д.
Недостаточное сцепление колес с дорогой
Около 1/3 всех дорожнотранспортных происшествий происходит
на мокрых, обледенелых или заснеженных дорогах. Такие дороги име
ют ухудшенные условия сцепления. Это значит, что увеличивается
вероятность проскальзывания колес по поверхности дороги, а также
их увода в сторону. В этих условиях автомобиль часто становится не
управляемым.
Скользкость дороги характеризуется коэффициентом сцепления.
Нормальный коэффициент сцепления асфальтобетонных покрытий
колеблется в пределах 0,6–0,8. Под воздействием метеорологических
условий дорожные покрытия теряют свои качества, коэффициент
сцепления снижается до опасных пределов. Минимально допустимым
по условиям безопасности принят коэффициент сцепления 0,4.
В зависимости от состояния дорожного покрытия остановочный
путь может различаться в 3–4 раза. Так, остановочный путь при ско
рости 60 км/ч на сухом асфальтобетонном покрытии составит около
37 м, на мокром — 60, на обледенелой дороге — 152 м. Более того, да
же при сухом асфальтобетонном покрытии в зависимости от степени
его износа (отполирован шинами) коэффициент сцепления может раз
личаться в 2 раза и более.
Знакомство с автомобилем
149
Скорость движения также оказывает влияние на сцепление шин
с дорогой, так как при высокой скорости начинают проявляться аэро
динамические подъемные силы, которые уменьшают силу прижатия
автомобиля к дороге.
Скользкой дорога бывает не только зимой. Такое явление наблю
дается, когда на поверхность асфальтобетонного покрытия в жаркие
дни выступает вяжущее вещество или в утренние часы осаждается вла
га из воздуха либо иней в холодную погоду. Когда начинается дождь,
на проезжей части образуется смесь из воды, материала износа шин
и дорожного покрытия, а также нефтепродуктов. В результате полу
чается отличная смазка. Поэтому при моросящем мелком дожде дорога
оказывается более скользкой, чем при сильном ливне.
Скользкой может быть булыжная дорога, особенно в смоченном
состоянии, дорога во время листопада или обычная сухая дорога, отпо
лированная тысячами движущихся по ней автомобилей.
Водителю важно научиться определять (чувствовать) такую опас
ную для езды дорогу и своевременно изменять режим и тактику ..далее