(подвешенные резиновые шланги или подвижные картонные кубы)
передвигаются в меняющемся режиме и направлении, задаваемых
с пульта управления.
Отработка действия в опасных ситуациях
Для этих целей используются либо автомобилилидеры с опытным
инструктором, имитирующие опасные ситуации, либо специальные
технические средства, расположенные по маршруту движения и моде
лирующие опасные ситуации.
В зависимости от условий и способов моделирования рекомендует
ся отрабатывать следующие опасные ситуации: внезапное торможение
автомобилялидера, внезапная смена автомобилемлидером направ
ления движения, групповое взаимодействие автомобилей, внезапное
перестроение автомобилялидера.
Такие ситуации создаются при помощи радиокоманд и включения
соответствующих сигнализаторов и указателей по маршруту движения
(внезапное включение надписи «Стоп», красного сигнала, указателя
движения влевовправо и т.п.), требующих экстренного выполнения
определенных маневров.
Для отработки навыков движения по скользким дорогам и в услови
ях плохой видимости рекомендуется имитировать следующие опасные
Энциклопедия начинающего автомобилиста
184
ситуации: движение по скользкой дороге, попадание в занос, съезд
на скользкую обочину, движение в условиях ограниченной видимости,
ослепление водителя встречным транспортом.
Для этого на автодроме необходимо иметь участки с низким коэф
фициентом сцепления (0,1–0,2). Зимой это плотно укатанный снег или
созданные обледенелые участки, летом площадки смачивают мыльной
или жировой эмульсией либо используются специальные синтетиче
ские покрытия с низким коэффициентом сцепления. Для имитации
условий ограниченной видимости в светлое время суток используются
дождевальные установки, парогенераторы, дымовые завесы. Искусст
венное ослепление водителя можно вызвать прожектором, фаройис
кателем.
Полезно отрабатывать ситуации стабилизации автомобиля после
отрыва колес от поверхности дороги, потери управляемости изза уво
да, выноса. Такие ситуации можно искусственно создать с помощью
трамплинов, участков с волнообразной укладкой асфальта, продольными
колеями, расположенными под углом к направлению движения, и т.п.
На автодромах с помощью вспомогательных технических средств
и других автомобилей можно отрабатывать ситуации помех движению:
внезапное трогание автомобиля со стоянки, неожиданное появление
пешехода, внезапное сужение проезжей части, встречный разъезд на
узких участках, внезапное появление препятствия на пути движения.
Для этого используются специальные транспортные средства, макеты,
манекены с электромеханическим приводом и т.п.
В США создан тренажерный комплекс для обучения навыкам ук
лоняющих маневров. На автодроме имитируется перекресток, разме
чены полосы движения, элементы перекрестка, установлены экраны
для частичного ограничения видимости водителя в поперечном на
правлении.
Для создания конфликтных ситуаций используются макеты авто
мобилей в натуральную величину из папьемаше и стироформа массой
около 30 кг. Для их передвижения сделаны специальные пути и ката
пульты. Водитель во избежание столкновения с внезапно появляющим
ся на его пути автомобилеммакетом должен выполнить экстренный
маневр (торможение с поворотом, объезд, ускорение и т.п.). Практи
ка использования данного комплекса показала его высокую эффектив
Знакомство с автомобилем
185
ность, в среднем за несколько недель у обучаемых вырабатывались
защитные навыки, которые обычно приобретаются годами.
Отработка навыков торможения
Целесообразно учиться торможению на площадках с пониженным
коэффициентом сцепления (0,1–0,2), так как именно на скользкой по
верхности наиболее наглядно проявляется неумелое торможение. Оно ..далее