Как избежать аварии? Двигаться по правилам (ПДД) или ездить
по принципу «делай как все»? А может, подойти к Правилам «творче
ски»? Гаишника рядом не оказалось — нарушай! Если не пойман и не
наказан, стало быть, и не виновен?! Есть еще правило «трех Д» — «дай
дорогу дураку». Какой же способ вождения предпочесть новичку?
Ни один из названных.
Энциклопедия начинающего автомобилиста
196
Изучение богатой литературы по этому вопросу не дает скольни
будь заметного эффекта: большинство книг написано сухим языком
учебника, объемны и изобилуют формулами, выкладками с векторами
физических сил, действующих на автомобиль при разгоне, торможе
нии, на повороте, в заносе, а также наукообразными рассуждениями
на эту тему. Я не знаю никого, кто научился бы грамотно ездить с по
мощью подобных пособий, а тем более освоил приемы скоростного
вождения, управляемого заноса и другие, позволяющие подняться над
средним водительским уровнем. Чаще запоминаются простые и одно
значные советы, которые кочуют в среде автолюбителей из поколения
в поколение. Многие также пользуются примерами из собственного
опыта, иногда, впрочем, плачевного. Последнее часто происходит
от нечеткого разделения понятий, вынесенных в заголовок. А это —
важнейшее правило безопасной езды.
Итак, напомним: ПДД — это официальные правила движения транс
портных средств, требования к их техническому состоянию и комплек
тации. Они едины на всей территории России, и нарушение их влечет
административную ответственность. Правила необходимо не просто
изучить, но частично выучить наизусть и обязательно иметь на бор
ту, дабы аргументированно доказывать свою правоту при конфликтах
с инспектором или при ДТП. К сожалению, функции Правил этим и
исчерпываются. Изучение ПДД — необходимое, но, увы, недостаточ
ное условие для уверенного и безопасного движения. Основное внима
ние нужно уделить правилам вождения. В отличие от ПДД, эти
неписаные правила имеют свою специфику едва ли не для каждого на
селенного пункта. Те, кто соблюдает правила вождения (и, конечно,
ПДД), ездят десятки лет без аварий (кстати, этим и определяется хо
рошая сохранность машин 50–60х годов). Попутно замечу, что есть и
такие, для которых три аварии в год — не предел (автор знает и тех,
и других).
Правила вождения своеобразно дополняют ПДД с учетом «истори
чески сложившихся» особенностей езды в конкретном населенном
пункте, численности его жителей, характера застройки и состояния
дорог. Поясним это. Какие проблемы волнуют, скажем, автомобили
стамосквича? Пробки, соль, скоростной предел, люки колодцев, распо
ложенные на разных уровнях, обилие гаишников и дорогих иномарок,
Знакомство с автомобилем
197
бестолковая организация движения в ряде мест, множество светофо
ров (иногда неработающих), знаков и ситуаций, требующих знания
ПДД в полном объеме.
Легко понять, что для тех, кто проживает в деревне N, состоящей
из ста дворов, подобные проблемы просто неведомы. Теперь предста
вим, что житель этой деревни (допустим, хорошо знающий ПДД) по
едет к родственникам в Москву. А москвич (также не новичок)
направится на отдых в эту деревню. Вероятность попасть в аварию у
этих людей непременно возрастает. У первого — изза обилия машин,
необходимости моментально принимать решения, а также незнания
некоторых существующих в городе негласных «соглашений» между во
дителями частного, общественного транспорта и пешеходами, харак
терных только для Москвы. Ну, а в деревне? Не удивляйтесь — тоже.
Скажем, «максимальная скорость в населенном пункте» определяется
не ПДД, а качеством дороги, пешеходы (а коегде и стадо коров) уве
рены в своем приоритете, светофоры, как и гаишники, отсутствуют,
а звуковые сигналы подавать не рекомендуется изза того, что пугается
скотина. Канализационных люков нет, но есть куры, которых можно
ненароком передавить, а в невзрачной на вид лужице сядешь по са
мые мосты на полдня… В небольших городах и поселках свои прави ..далее