главная
новости
статьи
автозаконы
теория
история
фирмы
автоклуб
форум
ссылки
 

 

Подписаться на рассылку

Домкрат - всегда под рукой!



 

Рассылка 'Домкрат - всегда под рукой!'

 
 
 
 
 
 
 
 
          



этого не требовал. И мало кто из водителей задумывался над тем, какое
в действительности влияние на работу двигателя могут оказать добавки
в масло.
Чтобы определить, что и как влияет, полезно сначала посмотреть
на условия работы и смазки деталей в двигателе.
В первую очередь следует отметить, что не вся мощность может
быть использована на привод колес — часть ее просто теряется. Эти
потери (механическими) состоят из потерь на трение между дви
жущимися деталями, на привод агрегатов, на трение деталей о воздух
в картере, а также из так называемых «насосных потерь», связанных
с очисткой цилиндров от газов и наполнением их свежей смесью.
Эксплуатация и ремонт автомобиля
379
Очевидно, любая добавка в масло может в принципе изменить толь
ко первую составляющую. А вся она на максимальных режимах состав
ляет не более 6–7% от мощности, развиваемой двигателем. Надо ли
говорить, что ощутить на этих режимах какойто эффект почти невоз
можно, даже если масло вдруг приобрело бы некие фантастические
свойства, например уменьшило трение сразу в несколько раз.
Другое дело, если двигатель работает на пониженных режимах.
В частности, на холостом ходу он «крутит» сам себя, и вся его мощ
ность затрачивается на преодоление механического сопротивления и
привод агрегатов. В этом случае доля потерь на трение возрастает до
60–70%. Значит, любое изменение свойств масла, действующее на тре
ние, скажется на работе двигателя на пониженных режимах, а также
в динамике, когда происходит разгон до режимов максимальной
мощности.
Если более подробно рассмотреть потери на трение, то половина
из них приходится на цилиндропоршневую группу (ЦПГ), а оставша
яся часть примерно поровну разделена между трением в подшипниках
и газораспределительным механизмом (ГРМ). Это важно отметить, так
как трение в разных узлах двигателя имеет различную природу. Так,
в подшипниках, где имеет место так называемое «жидкостное» трение
без соприкосновения поверхностей, потери зависят в основном от от
носительной скорости скольжения деталей и вязкости масла — чем
они больше, тем больше и потери.
В деталях ЦПГ и ГРМ картина несколько иная. Здесь основная доля
потерь приходится на трение колец о стенки цилиндра и кулачков рас
пределительного вала о поверхности толкателей. Режим трения в этих
узлах уже не является жидкостным — трущиеся поверхности могут да
же соприкасаться по микронеровностям, в результате чего реализуется
режим так называемого «граничного» трения. В таких условиях ско
рость скольжения и вязкость масла влияют на трение меньше, чем,
например, химический состав масла, точнее — содержащиеся в нем ак
тивные химические соединения (так называемые поверхностноактив
ные вещества), препятствующие задирам трущихся пар, снижающие
трение и износ. Именно здесь применение тех или иных добавок к
маслу потенциально может дать эффект, улучшить эксплуатационные
свойства двигателя, в частности экономичность и долговечность.
Энциклопедия начинающего автомобилиста
380
Кстати, в плане повышения долговечности соответствующие хими
ческие соединения могут оказать положительное воздействие и на под
шипники. Дело в том, что при запуске двигателя режим жидкостного
трения отсутствует и затем устанавливается не сразу (задержка в пос
туплении масла к подшипникам определяется его вязкостью, устрой
ством системы смазки). Сначала при прокрутке двигателя стартером и
еще некоторое время после запуска, пока масло не начало поступать к
подшипникам, наблюдается режим граничного трения. А это значит,
что добавка в масло определенных компонентов может уменьшить тре
ние в подшипниках при запуске и тем самым не только улучшить пуско
вые свойства двигателя, но и снизить износ подшипников.
Еще один аспект проблемы связан с рабочим процессом двигателя.
Как известно, с течением времени на стенках цилиндров, поверхно
стях колец и поршней появляются следы износа и различные дефек
ты — риски, царапины и т.д. Масло, обладая определенной вязкостью, ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 Copyright (C) Greg M Bolotoff, 2004