соединялись трубкой малого диаметра, чтобы при вращении червяка
шарики находились в замкнутом канале. Теперь большинство автомо
билей имеет рулевой механизм червячного или реечного типа с плава
ющими шариками.
Рулевая передача с усилением. Конструкция с плавающими шари
ками была только началом долгой череды попыток уменьшить управ
ляющее усилие. Даже при наличии передачи с плавающими шариками
на тяжелых автомобилях с большими шинами низкого давления управ
ляющее усилие было значительным. В рулевом механизме передачи с
гидроусилителем давление масла повышается до 9 МПа насосом с ре
менным приводом (насос установлен на двигателе) Система клапанов
должна быть сконструирована так, чтобы рулевое управление, с одной
стороны, было чувствительным, т.е. чтобы водитель чувствовал, что
происходит с передними колесами, особенно в снег и гололед, и, с дру
гой стороны, не создавало бы столь большое усиление, чтобы чувство
дороги утрачивалось.
Передаточное отношение рулевого механизма. Важный параметр
управления — общее передаточное отношение между рулевым колесом
и передними колесами. Под ним понимается полное число оборотов
рулевого колеса «от упора до упора», необходимое для поворота колес
из крайнего левого положения в крайнее правое или наоборот, а так
же усилие, с которым совершаются эти обороты. Например, рулевая
передача, рассчитанная на ~5 оборотов рулевого колеса от упора до
упора, требует от водителя приложения гораздо меньшего усилия, но
зато значительно большего времени, чем передача, сконструированная
на 3,2 оборота от упора до упора. При наличии рулевой передачи с уси
лением управление автомобилем становится быстрым и легким одно
временно.
Колеса и шины. Автомобиль стал настоящим средством передви
жения лишь после изобретения шины. Некоторые из первых автомоби
лей имели деревянные колеса со спицами, другие — колеса из сплошной
резины и даже колеса с ободами, обтянутыми канатом. Конструкция
Энциклопедия начинающего автомобилиста
786
покрышки менялась с годами чуть ли не в большей степени, чем устрой
ство любой другой части автомобиля, и оказала столь же важное вли
яние на качество езды и управления, как конструкция системы
подвески. Форма и размер шины сильно влияют на ее рабочие харак
теристики. Одно время стремились увеличить ширину каркаса по
сравнению с его высотой в поперечном сечении, что давало ряд пре
имуществ. Более широкий протектор имеет большую площадь сопри
косновения с дорогой, т.е. лучшее сцепление на всех покрытиях,
и медленнее истирается. Уплощенное поперечное сечение («низкий
профиль») сообщает шине нужную жесткость, большую долговечность
и лучшие рабочие характеристики.
Тюнинг. Слово tuning переводится с английского как настройка или
доводка. Применительно к автомобилю это означает введение измене
ний или улучшений в конструкцию с целью повышения его потреби
тельских качеств. В современном тюнинге выделяется два основных
подхода в доработке автомобиля. Первый — улучшение внешнего вида
автомобиля и второй — доработка двигателя, трансмиссии и ходовой
части.
Иммобилайзер. Обеспечивает противоугонные и защитные функ
ции. Противоугонная функция иммобилайзера характеризуется его
способностью блокировать электрические цепи автомобиля. Можно
отметить три качества, которые положительно выделяют иммо
билайзеры на фоне традиционных сигнализаций, — очень высокая
защищенность от попыток интеллектуального взлома. В отличие от
сигнализаций, управляемых с большого расстояния по радиоканалу,
иммобилайзеры предпочитают «близкий» контакт между ключом и зам
ком, а значит — сводят на нет работу любого «радиоперехватчика».
Сделать же электронную копию ключа иммобилайзера, не имея в рас
поряжении мастеркарты, практически невозможно, — компактность,
габариты и конструктивное исполнение иммобилайзеров рассчитаны
на действительно скрытый монтаж, так что определить тип противо
угонной системы непросто, — возможность пассивной (без участия во ..далее