по улучшению и форсировке двигателя будет носить характер попы
ток. По окончании работ по улучшению и форсировке двигателя каж
дый автомобиль, подготавливаемый для гонок, безусловно должен
быть испытан на дороге. Перед испытаниями необходимо провести
ряд определенных проверок и регулировок с помощью простейших
измерительных приборов. Проверить зазоры в клапанах, убедиться в
правильности фаз газораспределения, проверить идентичность ком
прессии у всех цилиндров (точность в пределах 5%), замерить зазор
в распределителе зажигания и установить надлежащий угол опереже
ния зажигания. Слово «регулировка» для некоторых мастеров звучит
слишком обыденно. Однако без хорошей регулировки любая фор
сировка — пустая трата времени. Распространенное среди спортсме
нов мнение, что 90% форсировки заключается в точной регулировке
и только 10% бывает получено благодаря самой форсировке, недале
ко от истины. Выполнив все работы по регулировке, можно браться
за мероприятия, способствующие повышению мощности. Имеется в
виду полировка каналов на тракте впуска и выпуска и полировка по
верхностей камер сгорания, установка большого размера клапанов,
повышение степени сжатия и применение нескольких карбюраторов,
Энциклопедия начинающего автомобилиста
712
отрегулированных для совместной работы на одном двигателе. Свечи
мало влияют на мощность двигателя и большей частью подбираются
из соображений степени сжатия и сорта топлива. Завершающими ра
ботами по форсировке двигателя является устройство настроенных
систем впуска и выпуска на определенное число оборотов.
Выбор передаточного числа главной передачи
Одной из трудоемких и важных работ при подготовке скоростного
автомобиля к состязаниям является подбор передаточного числа для
главной передачи. Передаточное число главной передачи должно обес
печивать автомобилю максимально возможную скорость движения и
высокую приемистость при разгоне, сохраняя при этом допустимое
превышение номинальных оборотов коленчатого вала двигателя. Ди
намические качества скоростного автомобиля задаются в зависимости
от назначения автомобиля для кольцевых гонок или для рекордного
заезда и от характера предполагаемых состязаний, т.е. на короткую
или длинную дистанцию. Если автомобиль подготавливается к шоссей
нокольцевым гонкам, которые будут проводиться в условиях пересе
ченной местности или на горных дорогах, то в этом случае автомобиль
должен располагать большим запасом тяги для быстрого разгона, что
очень важно для получения высокой средней технической скорости
движения.
У автомобиля, предназначаемого для заездов на установление
рекордов скорости на прямолинейном коротком участке дороги, когда
способность быстро разгоняться не имеет первостепенного значения,
следует обеспечить только возможно высокую скорость движения и
надежную работу двигателя на этой скорости и оборотах в течение
продолжительного времени. В зависимости от того, к какому из пере
численных состязаний готовится автомобиль, и выбирается то или
иное передаточное число главной передачи. Выбор необходимого пе
редаточного числа главной передачи требует проведения расчетной
работы и экспериментов на дороге. Теоретически передаточное число
главной передачи должно быть таким, чтобы суммарная кривая мощно
сти, идущей на преодоление всех сопротивлений движению автомоби
ля, пересекала кривую мощности двигателя в точке наивыгоднейшего
значения последней.
Жизнь автомобилиста
713
Однако практически в связи с тем, что даже на пути в один кило
метр сопротивления движению не строго одинаковы (качество по
крытия дороги, порывы ветра и др.), то и для скоростных состязаний
на короткие дистанции необходимо обеспечивать некоторый запас
тяги при движении автомобиля с максимальной скоростью. Это до
стигается выбором такого передаточного числа главной передачи,
при которой пересечение кривой сопротивлений с кривой мощно
сти двигателя происходит при скорости вращения коленчатого вала, ..далее