ные шутки. На сотрудника ГИБДД подобный стиль поведения обычно
действует как красная тряпка на быка. Инспектор считает себя хозяи
ном положения, и агрессивное поведение может бессознательно
восприниматься им как нападение. А способов активной защиты у со
трудника ГИБДД предостаточно: проверка на алкоголь, техническое
состояние, комплектность аспирина в аптечке и т.д. и т.п. Обычно вся
эта история заканчивается штрафом в максимальном размере и эмоци
ональным перевозбуждением.
Агрессивное поведение характерно и для женщин, считающих себя
надежно защищенными своим личным или чужим (мужа, друга, отца)
социальным статусом. В общении с сотрудником ГИБДД они всячески
стараются подчеркнуть эту статусную разницу. Проявляется это в же
стах и мимике, выражающих надменность и пренебрежение. Словесно
такие женщины пытаются принизить инспектора, выразить глубочай
шее свое к нему презрение. Но тем не менее они готовы немедленно
заплатить, чтобы отделаться от раздражающей ситуации. Обычно это
стоит недешево, ведь платить приходится и за нарушение, и за статус.
Неуверенный стиль поведения чаще всего характерен именно для
женщин. Ведь дамам до сих пор приходится доказывать окружающим,
в том числе и инспекторам, что они являются полноправными участ
Энциклопедия начинающего автомобилиста
582
никами дорожного движения. «Робкие» женщины стараются не выхо
дить из машины, оставаясь под защитой своей территории. Предпочи
тают не смотреть в глаза, говорят тихим голосом, сбиваясь и путаясь
в объяснениях. Они стремятся поскорее закончить этот неприятный
разговор и поэтому сразу протягивают права с вложенной в них купю
рой. Точно так же поступают и водителимужчины, для которых харак
терен неуверенный стиль поведения. А в качестве психической защиты
они рационализируют свои действия и объясняют нежелание вступать
в диалог нежеланием терять драгоценное время.
Наиболее удачливые водители, как мужчины, так и женщины, — те,
кто демонстрирует уверенное поведение. Чем характерно такое поведение?
· Вы находитесь с собеседником на оптимальной дистанции обще
ния — в интервале от 80 см до 1,5 метра.
· Говорите достаточно громко, с уверенной интонацией и соответ
ствующей смыслу сказанного жестикуляцией. (Она не должна
быть слишком бурной и демонстрировать эмоциональную возбуж
денность.)
· Взгляд спокойный, глаза не бегают, но и не пожирают собеседника.
Информируйте инспектора о своих правах, желаниях и намере
ниях от первого лица, четко и кратко.
Запомните, отстаивая свои права, уверенный человек учитывает
интересы других, умеет быть дипломатичным. (Кстати, особенно хоро
шо это получается у уверенных в себе женщин, они улыбаются, но улыб
ка у них не заискивающая, а располагающая.)
Итак, проанализировав свою манеру общения с инспекторами, мож
но сделать соответствующие выводы и постараться свести все возмож
ные конфликты к нулю. Во многом наш стиль поведения зависит от
того негативного образа инспектора, который был сформирован в на
шем сознании. Сотрудники ГИБДД прекрасно это понимают. Весной
была предпринята беспрецедентная попытка разрушить этот стерео
тип. Восьмого марта инспектора останавливали женщинводителей,
вручали им цветы, говорили комплименты, желали счастливого пути
и даже не штрафовали за мелкие нарушения. Женщины были приятно
поражены.
Жизнь автомобилиста
583
Как победить в поединке с автоинспектором
От характера инспектора зависит многое
«Вычислив» его, вы избавите себя от лишних проблем. С точки зрения
психологии, любой водитель и инспектор ГИБДД — участники посто
янной ролевой игры: вы — «потенциальная жертва», он — «пресле
дователь».
Замечено, водителей останавливают лишь потому, что они при виде
сотрудников ГИБДЦ нервничают и суетятся. Вывод: перед постом не ..далее