способно уплотнять сопряженные детали, имеющие незначительные
повреждения, причем тем лучше, чем больше его вязкость. А это зна
чит, что можно рассчитывать на некоторое увеличение компрессии в
цилиндрах, если она уменьшилась в результате износа. Правда, совсем
не обязательно, что повысится максимальная мощность двигателя или
произойдет еще чтонибудь удивительное. Ведь компрессия, измеря
емая при прокрутке стартером, — условная величина, характеризующая
состояние деталей ЦПГ и ГРМ. Чем больше частота вращения и нагруз
ка (открытие дроссельной заслонки), тем меньше вызванные дефекта
ми и износом деталей относительные утечки газов из камеры сгорания
и их влияние на параметры двигателя. Если зафиксировано некоторое
изменение компрессии в ту или иную сторону, это скажется в первую
очередь на пусковых характеристиках двигателя и его параметрах
на низких частотах вращения и нагрузках, частично — в динамике, но
почти не отразится на максимальных режимах. Однако лучшее уплот
нение камеры сгорания, безусловно, снижает расход масла, причем
на всех режимах работы двигателя.
Немного о свойствах масел
Теперь, когда физика процесса более или менее ясна, перейдем к соста
ву и свойствам масел. Как известно, моторное масло должно обладать
Эксплуатация и ремонт автомобиля
381
определенной вязкостнотемпературной характеристикой. При рабо
чей температуре в двигателе вязкость масла должна быть низкой. Тогда
улучшается его прокачиваемость через зазоры между деталями, лучше
отводится от них тепло, снижается трение. С другой стороны, масло
с повышенной вязкостью меньше выгорает и обеспечивает более высо
кие допустимые нагрузки в узлах трения. Таким образом, вязкость мас
ла при рабочей температуре — компромиссное решение, причем
имеющее одну особенность. Чем более изношен двигатель, тем более
вязкое масло желательно использовать, поскольку, помимо лучшего уп
лотнения ЦПГ и снижения расхода на угар, оно уменьшает опасность
выхода из строя подшипников при больших зазорах в них. Наоборот,
для новых двигателей лучше масло малой вязкости, улучшающее прира
ботку и снижающее потери на трение.
При низких температурах вязкость масла не должна возрастать
чрезмерно, чтобы не препятствовать запуску и предотвратить возмож
ное повреждение деталей после запуска до того момента, когда масло
под давлением начнет поступать к узлам трения. В режиме граничной
смазки не меньшее значение имеет смазывающая способность (масля
нистость) масла, определяемая содержанием уже упомянутых поверх
ностноактивных веществ на поверхностях трущихся деталей.
Однако и это не все. Масло в современном двигателе должно обла
дать и другими важными свойствами. Так, попадая на горячие поверх
ности деталей камеры сгорания, масло окисляется с образованием
твердых и смолистых отложений, но их количество, очевидно, должно
быть минимальным и определяться зольностью и коксуемостью масла.
Кроме того, масло должно обладать моющей способностью, т.е. способ
ностью выносить из зазоров между трущимися деталями продукты из
носа и твердые частицы. Ну, и конечно, все указанные свойства должны
сохраняться при работе двигателя длительное время, то есть масло
должно иметь термоокислительную стабильность.
Для решения всех этих задач используют присадки — химические
вещества и соединения, улучшающие те или иные свойства масел. Так,
присадки даже в небольших количествах (3–6%) могут существенно
изменять вязкость, в частности увеличить ее при больших температу
рах, а также стабилизировать зависимость вязкости от температуры,
улучшать противоизносные, моющие, антиокислительные, противо
Энциклопедия начинающего автомобилиста
382
коррозионные свойства, а также препятствовать образованию пены
в системе смазки.
Какие же нужны добавки
При производстве масла весь комплекс присадок строго сбалансиро
ван, и изменение содержания какойлибо составляющей может приве
сти к заметному изменению тех или иных свойств. А это значит, что ..далее