галки (спички) ночью.
5. Крепко держите сигарету, не давайте ей упасть.
6. Окурок гасите только в пепельнице, не выбрасывайте его в окно.
Учитесь на чужих ошибках
Чтобы стать отличным водителем, надо учиться. Относится это
не только к тем, кто пока вообще не умеет управлять автомобилем или
только недавно начал этим заниматься, но и к тем, чей водительский
стаж выражается двузначной цифрой.
По данным статистики, более половины всех совершаемых проис
шествий приходится на водителей со стажем менее 3 лет. Второй пик
аварийности наблюдается у тех, кто имеет стаж 4–5 лет. Происшествия
с особо тяжелыми последствиями совершают главным образом води
тели со стажем более 10 лет.
Да, как видите, учиться надо всем. По данным исследований, во
дитель, обучающийся только на собственных ошибках, приобретает
необходимый опыт, проехав не менее 100 тыс. км. При обучении вож
дению на чужих ошибках высокий уровень мастерства формируется
значительно раньше. Своих ошибок, конечно, не избежать и в этом
Энциклопедия начинающего автомобилиста
42
случае, но по количеству и тяжести последствий они будут несоизме
римо ниже.
Многочисленные исследования показывают, что обычно причина
ми происшествий являются не все совершаемые водителями ошибки,
а только некоторые, их можно назвать типичными. Какие из них на
иболее характерны для вас, зависит от того, сколько вы уже самосто
ятельно проехали, а также от некоторых других ваших характеристик.
Каков ваш стаж? Если, двигаясь задним ходом и поворачивая руль,
например, влево, вы не очень уверены, что и автомобиль поедет в ту
же сторону, можно точно сказать, что ездить вы начали совсем недав
но. Для вас начинается самое приятное, но и нелегкое время. Бурная
радость первых успехов сменяется неутешной печалью неудач. Все
интересно и непривычно ново. Автомобиль дает вам шанс пережить
второе детство, но теперь уже водительское. К сожалению, дорога не
прощает шалостей, а автомобиль — не такая уж безобидная игрушка.
Поэтому придется попотеть, чтобы овладеть мастерством вождения.
Если на вашем спидометре уже больше 5 тыс., но менее 25 тыс. км,
то причины ошибок, которые вы совершаете, связаны прежде всего с
недостаточным уровнем знаний и навыков. Пока вы освоили только на
чальные навыки техники управления автомобилем. Вы уже достаточно
спокойно можете передвигаться на автомобиле без чьейлибо помощи,
но пока еще плохо чувствуете опасности, возникающие на дороге, не
очень хорошо знаете, откуда и когда их ждать. Попадание в критичес
кую ситуацию может стать для вас роковым, так как навыки, необходи
мые для выхода из таких ситуаций, находятся в зачаточном состоянии.
Совет:
1. Обратите внимание на то, правильно ли вы выполняете различ
ные действия по управлению автомобилем. Следите, чтобы ваши не
правильные действия не перешли в опасную привычку, которую потом
устранить значительно сложнее, чем сейчас.
2. Старайтесь ездить на автомобиле постоянно; это позволит быст
рее и лучше закрепить правильные навыки.
3. И еще в начальный период соблюдайте правило трех НЕ: не со
вершайте продолжительных поездок; не злоупотребляйте движением
в сложных условиях (ночью, в плотном транспортном потоке, в силь
Знакомство с автомобилем
43
ный дождь, гололед); не пользуйтесь автомобилем в состоянии спешки
или в плохом настроении.
Основная причина неприятностей, которые могут случиться с вами
в диапазоне между 25 и 60 тыс. км пробега, — это та большая разница
между тем, как вы оцениваете свое мастерство, и тем, каково оно в
действительности. О прежней неуверенности нет и речи, с автомоби
лем вы уже на «ты». Кажется, что знаешь и умеешь все. Но так ли это?
Многочисленные эксперименты, проведенные с использованием спе
циальных тестов, показывают, что в действительности мастерство ..далее