3. Необходимо дополнительно снижать скорость перед закруг
лением, если мал радиус поворота (крутой), покрытие разбитое или
скользкое, отсутствует вираж, закрыт обзор зоны поворота, высоко
расположен груз в кузове или в багажнике на крыше автомобиля.
4. Дополнительно снизить воздействие боковой силы на повороте
можно, искусственно увеличивая радиус поворота и спрямляя траек
торию движения, максимально используя ширину своей полосы дви
жения и двигаясь по ее внешней кромке. Ни в коем случае нельзя
захватывать полосу встречного движения, иначе может произойти ло
бовое столкновение. На входе в поворот и выходе из него автомобиль
должен находиться у внешней границы полосы движения.
5. Снижать скорость и переходить на более низкую передачу надо
заблаговременно, до входа в поворот, когда управляемые колеса еще
не повернуты. Тормозить, выключать сцепление и переключать пере
дачи, резко увеличивать подачу топлива на повороте опасно. На зак
руглении надо двигаться в натяг, т.е. чутьчуть увеличив открытие
Энциклопедия начинающего автомобилиста
72
дросселей, — это улучшает устойчивость машины, рулевое колесо
держать двумя руками.
Общие закономерности управления автомобилем на повороте сле
дующие:
· чем круче поворот (меньше радиус закругления), тем больше
необходимо снижать скорость до входа в него и смещать авто
мобиль к внешней кромке полосы движения на входе и к внут
ренней на выходе;
· при повороте трассы на угол 90° и более требуется до входа в не
го перейти на пониженную передачу, а при малых радиусах по
ворота (25 м и менее) рулевое колесо поворачивать скоростным
методом на боковом секторе его с окрестным хватом.
В городских условиях при выполнении правых и левых поворотов
водитель должен уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую
часть дороги, на которую он поворачивает, а также велосипедистам,
пересекающим эту проезжую часть по велосипедной дорожке. Кроме
того, при выполнении левого поворота или разворота водитель дол
жен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встреч
ного направления прямо или направо.
Водитель также обязан предусмотреть достаточный интервал меж
ду задним правым колесом и бордюром, чтобы при повороте не наехать
на тротуар или не выехать на полосу встречного движения.
Если для изменения направления движения необходимо повернуть
рулевое колесо на несколько оборотов, рекомендуется использовать
окрестный хват.
Движение задним ходом. Здесь имеются существенные особенности
изза ограничений в обзоре и неудобства наблюдения за дорогой. Преж
де чем выполнить этот сложный маневр, надо убедиться, что путь за
автомобилем свободен, а дорога не имеет опасных дефектов. Не надей
тесь в этом случае на зеркала заднего вида — опасность может оказать
ся в «слепой» зоне. Лучше обойти автомобиль сзади (особенно после
стоянки) и лично убедиться в безопасности движения задним ходом.
При движении задним ходом важно, чтобы рука находилась на верх
ней части рулевого колеса. Это позволяет наиболее точно контро
лировать движение задним ходом. Левая нога постоянно находится
Знакомство с автомобилем
73
на педали сцепления, правая — на педали дросселей. Двигаться надо
медленно, поддерживая малую скорость пробуксовкой сцепления
(частично нажатием педали). Для полной остановки автомобиля следу
ет нажать педаль тормоза.
При маневрировании задним ходом автомобиль поворачивает
в том направлении, в каком вы вращаете рулевое колесо. Однако при
повернутой назад голове у начинающих водителей нарушается ориен
тация. Если автомобиль начинает отклоняться от необходимой траек
тории, они теряются и совершают неправильный поворот рулевого
колеса. Поэтому надо приучить себя двигаться задним ходом на малой
скорости и не стесняться остановиться и повторить маневр, если авто ..далее