снижение скорости.
Вообще говоря, возникновение явления аквапланирования зависит
от целого ряда условий:
От скорости движения вашего автомобиля. При скоростях ниже 80 км/ч
чаще всего возникновение этого явления маловероятно. Во всяком слу
чае, маловероятно полное аквапланирование, а частичное при опреде
ленных условиях может возникнуть и при скоростях ниже 40 км/ч.
От толщины слоя воды на дороге. Чем глубже вода, тем больше веро
ятность отрыва колес от поверхности дороги.
От типа протектора шин, его глубины, от давления в шинах, регулиров'
ки колес. Лучший способ избежать аквапланирования — своевременное
Знакомство с автомобилем
157
снижение скорости, медленное движение. Когда вы видите дорогу в во
де, попытайтесь по возможности вообще в нее не попадать, если воз
можно, объехать этот участок. Если невозможно, незамедлительно
снижайте скорость и проезжайте участок с водой медленно.
Ну, и последнее: следите за шинами. Не допускайте чрезмерного
износа, постоянно проверяйте давление — не отступайте от установ
ленной нормы.
Движение по плохой дороге
Те, кто собирается купить автомобиль, часто мечтают, как они будут
ездить на дачу, рыбалку, охоту, за грибами. Звонкая тишина леса, из
гиб реки, ни души, лишь машина в тени деревьев... Чем не идиллия?
Потом все эти мечты у многих разбиваются о суровую действитель
ность: нет съезда с дороги, а если и есть, то без парашюта не спус
тишься или такая яма, глина, снег, песок, болото и т.д., и т.п., что не
проехать. Поэтому пока призыв Остапа Бендера — «Улучшайте доро
ги!» — еще актуален, научимся ездить по бездорожью.
Обратим внимание на технические возможности автомобиля,
а именно на проходимость. Автомобили «Запорожец», «Жигули»,
«Москвич», «Волга» в принципе предназначены для движения по хо
рошим дорогам. И только ЛуАЗ, УАЗ и «Нива» могут двигаться по без
дорожью. Помните таинственную формулу «4 х 4»? Она означает, что
обе оси ведущие. Это главное в повышении проходимости. Обычные
машины губит малый дорожный просвет, длинная база и большие све
сы, особенно у кузовов типа седан. Они легко задевают препятствия.
Отсюда первый принцип движения по бездорожью: семь раз отмерь —
тогда поезжай.
Мы знаем: чтобы преодолеть препятствие, нужно приложить боль
шую силу. На автомобиле это сила тяги, она тем больше, чем ниже пе
редача. Отсюда второй принцип: через препятствия — на низшей
передаче.
На грунтовых и вязких дорогах, в колее надо крепко держать руль,
чтобы его не выбило. Итак, третий принцип: держать руль двумя рука
ми большими пальцами наружу.
Грунтовые дороги. Старайтесь реже переключать передачи, так как
часто трогание на таких дорогах — проблема. Для этого водитель дол
Энциклопедия начинающего автомобилиста
158
жен внимательнее оценивать дорогу, чтобы плавно регулировать дви
жение. Иногда для улучшения обзора приходится даже подкладывать
под сиденье подушку. На скользкой глине автомобиль может не послу
шаться руля и ехать прямо. Не пугайтесь. Вопервых, автомобиль тор
мозит на такой почве отлично, а во вторых, через 10–15 м он всетаки
нехотя, но начнет поворачивать. Поэтому если такое явление наблю
дается, надо начинать поворачивать раньше, с запасом на скольжение.
По колее. Все зависит от глубины колеи. Трудности чаще возника
ют при попытке выехать из колеи — автомобиль отбрасывает обратно.
Нужно применить маятниковое движение рулем с резким поворотом
в сторону выезда и нажать на газ. Пересекать колею лучше наискосок
под углом 45–60°. Если колея уходит в лужу, грязь, то, как ни странно,
лучше ехать в грязь, потому что дно колеи утрамбовано. Однако здесь
возможны варианты. Надо проверить глубину и грунт палкой. Затем
осторожно въехать в лужу только передними колесами. Если началось
полное погружение, быстро дать задний ход и искать объезд. Рекомен ..далее