теля на детали автомобиля. Прокрутить вал двигателя стартером
2–3 раза по 5–10 секунд при полностью нажатой педали акселе
ратора для удаления излишков жидкости и паров из цилиндров.
· Установить демонтированные узлы и детали. Убедиться в пра
вильности совершенных операций.
· Запустить двигатель и дать поработать 5–10 минут в режиме пере
менных оборотов (холостой ход с перегазовкой). Не рекоменду
ется повышать обороты двигателя выше 2/3 от максимально
допустимых. При необходимости можно проехать на автомобиле
не более 10–15 км.
Энциклопедия начинающего автомобилиста
502
· Заменить моторное масло, используя промывочные концентраты
«ЛАВР» для очистки масляной системы двигателя.
· При наличии времени и для вашего удобства можно 6й пункт
заменить выдерживанием двигателя в течение 12 часов.
Расход препарата — около 200 мл на четырехцилиндровый двига
теля легкового автомобиля объемом до 2000 см3. В случае, если ось
цилиндров наклонена (например, Vобразный двигатель) или же каме
ра сгорания сформирована значительной выемкой в днище поршня —
объем заливаемой жидкости необходимо соответственно увеличить.
Процедуру очистки целесообразно совмещать с текущим техниче
ским обслуживанием, включающим промывку системы смазки, замену
масла и фильтра, профилактику свечей зажигания и т.п. Правильная
замена масла позволит существенно повысить эффективность очистки,
так как при этом интенсивно промывается система смазки и поршневая
группа.
Раскоксовывание двигателя не компенсирует износ цилиндропор
шневого комплекта, поэтому в случае предельного износа вы можете
не достичь положительных результатов.
НЕОБЫЧНЫЙ СТУК В ДВИГАТЕЛЕ
Стук коленчатого вала возникает изза больших зазоров в шатунных
или коренных подшипниках, образовавшихся вследствие износа вкла
дышей или (и) шеек вала. В исправном двигателе зазор небольшой и
составляет примерно 0,020–0,040 мм, увеличение зазора до 0,070 мм
для современных высокооборотных двигателей является неприемле
мым и говорит о необходимости ремонта. Причиной увеличения зазо
ра могут быть:
· механические примеси, попадающие в подшипник с маслом. Мас
ляные фильтры со своей задачей справляются довольно хорошо,
но если фильтр долго не менять, то он забьется и сработает кла
пан, который открывает обводной канал для масла в случаях, ког
да пропускная способность фильтра становится недостаточной
Эксплуатация и ремонт автомобиля
503
для прохождения необходимого количества масла (такой клапан
есть не на всех масляных фильтрах, имеющихся в продаже);
· некачественное масло. К сожалению, сейчас можно купить под
делку под марки масел, известные во всем мире и не вызывающие
сомнения в их качестве;
· недостаточное количество смазки, подаваемое на подшипники.
Это может происходить изза неисправного масляного насоса, за
соренного масляного фильтра, не имеющего обводного клапана,
или засоренного масляного канала (что маловероятно). При та
ких неисправностях загорается лампочка, сигнализирующая о не
достаточном давлении масла, подаваемого к подшипникам;
· недопустимая шероховатость или царапины на шейках вала после
ремонта или в результате неправильного хранения;
· недопустимая овальность шеек вала (или постелей вкладышей),
например, после замены коленчатого вала на якобы хороший,
оказавшийся со «стуканутого» двигателя или двигателя, который
должен вотвот начать стучать. По этой причине, покупая колен
чатый вал, обязательно обмеряйте все шейки вала микрометром
на предмет овальности (допускается до 0,005 мм, в крайнем слу
чае до 0,010 мм, но тогда подшипники прослужат очень мало —
5000–15 000 километров); ..далее