груза, состояние окон автомобиля, наличие на автомобиле номер
ного знака другой области).
Признаки, характеризующие водителя:
· навыки управления автомобилем (использование сигнализации,
соблюдение дистанций и скорости движения, характер движения
по полосе);
Знакомство с автомобилем
93
· состояние водителя (разговор с пассажирами, курение, принятие
пищи, чтение).
Большое число ДТП происходит потому, что один из участников
движения не видел другого, а второй, думая, что его видят, не прини
мал необходимых мер для ликвидации опасной ситуации. Поэтому
очень важно уметь определять, видят ли вас другие участники си
туации.
Вот некоторые признаки, по которым можно судить об отвлече
нии внимания водителя другого транспортного средства: водитель при
куривает, водитель разговаривает с пассажиром, водитель увидел
знакомого и пытается привлечь его внимание. Мешает видимости и
загрязнение стекол, неработающие стеклоочистители, солнце, светя
щее прямо в глаза, сувениры, висящие в салоне, и др.
Особого внимания требуют пешеходы и велосипедисты. Поведе
ние этой категории участников дорожного движения наименее пред
сказуемо. Надо быть очень внимательным по отношению к детям.
Ребенок не может правильно оценить скорость автомобиля, навыки
наблюдения за дорожной обстановкой у него развиты очень плохо.
Перечислим некоторые признаки, которые следует учитывать води
телю при взаимодействии с пешеходами и велосипедистами: возраст,
пол и физическое состояние, расположение их на проезжей части,
обочине или тротуаре, движение в группе или по отдельности, направ
ление взгляда.
Перейдем к третьей группе — дорожным условиям.
Крутые повороты, подъемы и спуски, сужения. На криволинейных
участках дороги условия движения осложняются. Здесь возникает бо
ковая инерционная сала, которая стремится сместить, а в некоторых
случаях и опрокинуть автомобиль в сторону, противоположную пово
роту. Чем круче поворот, чем меньше радиус закругления, тем он опас
нее. Напротив, закругления с большими радиусами — 1000–2000 м —
практически не требуют изменения режимов движения автомобиля,
а потому не опасны.
Многочисленные статистические данные ряда стран позволяют
выявить характерную зависимость: чем меньше закругления дороги,
тем выше аварийность этого участка. Так, при радиусе кривой менее
Энциклопедия начинающего автомобилиста
94
100 м относительная аварийность почти в 4 раза выше, чем на закругле
ниях с большим (1000 м и более) радиусом.
Особенно опасен поворот в конце суженного спуска. Сверху изза
искажения в восприятии водитель не может точно определить кривиз
ну поворота в конце спуска, поэтому реальные условия могут застать
его врасплох. На таких участках водители часто не могут вписаться
в поворот, теряют управляемость.
Подъемы и спуски также являются неблагоприятными участками
движения автомобилей, причем зависимость прямая: чем круче подъем
или спуск, тем выше аварийность. Подъемы опасны тем, что автомоби
ли изза неправильного выбора предшествующего режима движения
не могут преодолеть подъем, иногда скатываются назад изза отказов
тормозной системы иди скользкой дороги и т.п. Кроме того, подъемы
опасны изза ограничения видимости на переломе подъема.
Спуски опасны в основном тем, что автомобиль под действием
силы тяжести стремится увеличить скорость. Кроме того, водители
на спусках неправильно оценивают скорость своего автомобиля (обыч
но меньше, чем на самом деле) и других автомобилей. Часто тормо
жения двигателем (вспомогательным тормозом) бывает недостаточно,
приходится применять рабочую тормозную систему. На продолжитель
ных крутых спусках, если часто пользоваться колесным тормозом, он ..далее