этой целью регулируют также и положение рычага переключения пе
редач. Многие водители допускают ошибку, не переставляя левую ру
ку на рулевом колесе при переключении передач в верхний сектор
руля, а оставляя ее в исходном (без пятнадцати три) положении или,
еще хуже, в нижнем секторе руля. В этом случае возможности экстрен
ного маневра с одной левой рукой на руле сильно сужаются, так как
амплитуда поворота рулевого колеса, особенно влево, ограничена. Кро
ме того, у начинающих водителей наблюдается непроизвольное дви
жение руля влево, особенно при тугом переключении передач, если
рука не перенесена на верхнюю дугу рулевого колеса.
Осторожное, плавное включение сцепления, чтобы избежать рыв
ка в трансмиссии, характерно для низших (1, 2й и задней) передач.
При включении последующих передач сцепление отпускается без про
медления, так как рывка в этом случае не ощущается.
Для выключения сцепления приходится прилагать ощутимое уси
лие левой ноги. На современных автомобилях для облегчения управ
ления сцеплением устанавливается даже сервопривод. Вместе с тем,
Знакомство с автомобилем
51
особенно на низших передачах, нужно обеспечить очень плавное отпу
скание педали в момент включения сцепления. Этим требованиям мож
но удовлетворить, если нажимать на педаль средней частью стопы.
Она и жесткая, и чувствительная одновременно. При этом в выжатом
положении педали каблук не должен упираться в пол, так как иначе
может быть неполное выключение сцепления. Очень важно приучить
себя с самого начала не держать постоянно ногу на педали сцепления.
Это приводит к излишнему напряжению и утомлению ноги, прежде
временному износу сцепления. Кроме того, в критической ситуации
(если нога располагалась на педали сцепления), как правило, срабаты
вают обе ноги, нажимая одновременно педаль сцепления и тормоза,
что значительно повышает вероятность заноса при резком торможе
нии. Поэтому после отпускания педали тормоза левую ногу следует
снять с педали и расположить ее в свободнорасслабленном состоянии
на полу кабины левее педалей.
Обращайте внимание на полное выключение сцепления при пере
ключении передач, для чего педаль следует отжимать до упора. Иначе
будет затруднено переключение передач и повысится износ синхрони
заторов.
В современных автомобилях все передачи, как правило, синхрони
зированы, поэтому особых сложностей при переходе с высшей на низ
шую передачу не ощущается. Однако чем больше перепад скоростей
при включении пониженной передачи, тем плавнее должно вклю
чаться сцепление, чтобы избежать блокировки колес автомобиля. Во
многих случаях бывает полезной при переходе на низшую передачу
так называемая перегазовка. При этом рычаг переключения передач
задерживают в нейтральном положении, педаль сцепления отпускают,
нажимают умеренно на педаль подачи топлива и, нажав сцепление,
включают пониженную передачу. Причем чем больше перепад скоро
стей при переключении передачи, тем больше промежуточный газ.
При планировании маневров следует учитывать, что переключение
передач требует определенного времени, при этом рулевое колесо
удерживается только одной рукой. К примеру, рабочее торможение и
переключение передачи — совместимые действия, а крутой поворот
и переключение не совместимы по ряду причин. Вопервых, одной ру
кой сложнее и дольше поворачивать, чем двумя; вовторых, при попыт
Энциклопедия начинающего автомобилиста
52
ке перейти на низшую передачу на повороте, особенно на скользком,
может возникнуть блокировка колес и занос. Следовательно, требу
емую передачу следует включать перед поворотом.
Очень важно научиться своевременно переключать передачи на
высшие и обратно. На первых порах может помочь тахометр, а при
его отсутствии надо следить за спидометром и звуком двигателя. Слиш
ком высокий, звенящий, вибрирующий звук двигателя указывает на
необходимость перехода на повышенную передачу. Появившиеся толч
ки и рывки в трансмиссии указывают на необходимость перехода на по ..далее