Исследование, проведенное в НьюЙоркском университете, пока
зало, что агрессивные, нетерпеливые, импульсивные, сердитые и бе
зответственные водители попадают в происшествия чаще, чем другие
водители с таким же стажем. Было выделено пять опасных психологи
ческих состояний человека: 1) негативизм; 2) импульсивность; 3) неуяз
вимость; 4) склонность к риску; 5) внешняя зависимость.
Негативист отвергает любую попытку управления им со стороны
других, склонен игнорировать любые правила.
Импульсивный действует под влиянием сиюминутного желания,
не думая о последствиях.
Неуязвимый считает, что ничего плохого с ним случиться не может,
а происходит только с другими.
Для склонного к риску характерно постоянное стремление к само
утверждению в опасных поступках.
Внешне зависимый считает, что его действия не могут изменить
ход событий.
Согласно одной из психологических теорий, в каждом человеке
таятся три начала. Условно их можно назвать Ребенок, Родитель и
Взрослый. Эстонский исследователь Григорий Удуйнги считает, что
поведение человека при управлении автомобилем во многом зависит
от того, какое из этих начал играет в данный момент ведущую роль.
Если в водителе проснулся Ребенок, то его действия становятся импуль
сивными, а сам он повышенно чувствителен к своей персоне и легко
поддается плохому настроению. Например, боясь застрять под крас
ным сигналом светофора, резко нажимает на газ, проезжая на жел
тый, а нередко и на красный свет. Любой обгон рассматривает как
личное оскорбление. Может быть в зависимости от настроения очень
вежлив и приветлив либо груб и зол на весь мир. Его легко рассердить,
Знакомство с автомобилем
193
после чего он начинает вымещать свое раздражение на других участ
никах движения. Правила соблюдает только из страха наказания или
от хорошего расположения духа. Считает, что за хорошее поведение
на дороге должен получить благодарность. Склонен обвинять в своих
бедах всех, кроме себя.
ВодительFРодитель чтит закон и превыше всего ставит Правила
дорожного движения. Правила для него — настольная книга, он знает
их назубок. Читает все комментарии к ним. Больше всего любит чет
кость и определенность в Правилах, поэтому пытается дать свое объяс
нение тем пунктам, в которых они отсутствуют. Очень требователен
к соблюдению Правил дорожного движения всеми окружающими. Лю
бой промах переживает очень тяжело, в дальнейшем старается его
больше никогда не повторить.
ВодительFВзрослый хладнокровен и целеустремлен. Делает только
то, что идет на пользу делу, что позволяет достичь цели с наименьши
ми затратами. При выборе своих действий исходит главным образом
из требований окружающей обстановки. Правила дорожного движе
ния рассматривает не как самоцель, а как средство. Если считает воз
можным, спокойно нарушает их. Хорошо разбирается в неписаных
нормах поведения, не сердится на ошибки других. Больше всего не
любит бестолковщину, не позволяющую сделать прогноз дальнейшего
хода событий. С инспектором обычно не спорит, принимая наказание
как должное. Излишне самоуверен, недооценивает опасность и пере
оценивает свои способности. Это и является причиной происшествий.
На дороге опаснее всего детское начало. Возможно, наиболее безо
пасно родительское. Однако слишком пунктуальное соблюдение Пра
вил без учета несовершенства отдельных его пунктов и возможных
ошибок других участников нередко приводит к происшествию. Взрос
лый находится гдето между Ребенком и Родителем и лучше каждого
из них приспособлен к сложностям и неожиданностям реального дви
жения. Наверно, наилучшим можно считать гармоничное сочетание
всех трех начал, когда Родитель, кооперируясь со Взрослым, удержи
вает Ребенка от ненужных шалостей.
На безопасность движения влияет и отношение к вождению.
Попробуем разделить водителей на группы согласно тому, какие скры
тые желания руководят ими при управлении автомобилем. ..далее