ые разводы и легкий налет грязи, абсолютно невидимые днем, ночью
преломляют свет встречных машин в слепящие «туманности». Дело
порой доходит до полной потери видимости.
Заповедь третья — про сумерки
Включайте ближний свет еще до наступления ночи. Опасен для себя
и для других тот, кто едет по сумеркам на неосвещенной машине. Авто
мобиль — не квартира. Экономить в нем электричество глупо.
Заповедь четвертая — про разъезд со встречным
Пусть вы и следующий навстречу коллега перешли на ближний свет.
Все равно на узкой дороге короткого ослепления не избежать. Долю
мгновения вы едете вслепую. Поэтому перед разъездом перенесите но
гу с акселератора на тормоз. При внезапной эта мера уменьшит время
реакции на торможение.
Заповедь пятая — про одну фару
Если вам навстречу двигается одна фара, это может быть что угодно:
нормальный мотоциклист, ненормальный автомобилист... Заранее
принимаем наихудший вариант: ненормальный пьяный автомобилист.
И однуединственную фару будем считать его ПРАВОЙ фарой. Поэтому
приготовимся свернуть на обочину.
Заповедь шестая — про хамов
Нельзя поиному назвать тех, кто оставляет дальний свет при разъ
езде со встречным. Разъезжаясь с хамом, смотрите чуть вбок, на обочи
ну. Так избежите полного даже от дальнего света.
Заповедь седьмая — про подъемы и спуски
Подъезжая к подъему, помните, что если сверху, на гребне холма,
появится встречный автомобиль, он неминуемо ослепит вас даже ближ
Энциклопедия начинающего автомобилиста
204
ним светом (правильно отрегулированные фары смотрят чуть вниз).
Будьте к этому готовы. А перед спусками учитывайте, что вы аналогич
ным образом слепите водителей.
Заповедь восьмая — про незнакомую дорогу
Если ночью едете по незнакомой дороге, каждый поворот восприни
майте как опасный. Ночь сокращает угол зрения и точность восприя
тия. Вираж может оказаться круче, с худшим покрытием, с валяющейся
посередине старой покрышкой... Словом, скорость должна быть такой,
чтобы потом не хвататься за голову: «И зачем я гнал?»
Заповедь девятая — про грузовых убийц
Остерегайтесь ночных грузовиков. Их истинные размеры не всегда
совпадают с обозначенными габаритными огнями. Грузовик на пару
метров может «удлинять» или даже «расширять» какойнибудь торча
щий наружу полуторатонный швеллер. Сработает не хуже сицилий
ского убийцы.
Заповедь десятая — про самого себя
Далекие предки человека не были ночными животными. Ночь — чуж
дая для нас среда. Особенно это касается зрения. В дальней поездке
можно держать под языком тонкий ломтик лимона, чтобы повысить
остроту ночного зрения. Такой прием использовали летчики второй
мировой войны при ночных бомбардировках.
СОВЕТЫ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ
Обыкновенная (не спортивная) езда на автомобиле — тоже спорт.
Чтобы управлять машиной, необходимы сила, выдержка, воля, харак
тер, закалка и внимание. Все эти качества развиваются и шлифуются
в процессе езды. Это тренировка, и чем больше человек находится за
рулем, тем быстрее приходят навык и уверенность. Но для этого необ
ходимо время — месяцы, годы.
Автомобиль движется, совершает маневры, останавливается, и все
это осуществляется по желанию водителя. Только разум позволяет
Знакомство с автомобилем
205
эффективно использовать возможности машины. Одной из главных
таких возможностей является скорость.
Какое наслаждение мчаться на большой скорости! Наслаждение
скоростью не должно преобладать над необходимостью выбора, чтобы
можно было ехать быстро, но снизить скорость, когда это нужно.
На хорошей дороге в сухую погоду в критической ситуации избе ..далее