емых доходах. Эта информация используется самим банком для
одобрения сделки, однако после одобрения она продолжает хра
ниться в банке и потенциально доступна налоговым органам. Сде
ланные в документах заявления, а также само протяженное во
времени исполнение обязательств по кредитной сделке свиде
тельствуют о наличии определенных доходов, и в случае их рассо
гласования с данными, содержащимися в налоговых декларациях,
это может стать серьезной угрозой заемщику.
· и, наконец, возможность потерять деньги при недобросовестном
поведении банка или просто при несчастливом стечении обстоя
тельств. Договоры, которые оформляют кредитную сделку, обыч
но составляются юристами банка и защищают, соответственно,
только интересы банка. Интересы заемщика не принимаются во
внимание вообще и полностью игнорируются, что оставляет сво
боду для произвола со стороны банков (и — аналогичным обра
зом — страховых компаний).
Перечисленные выше недостатки очень существенны, и каждый
из них не следует недооценивать.
Энциклопедия начинающего автомобилиста
286
Если кредит невозможно погасить
При покупке автомобиля в кредит обеспечением кредита выступает
залог автомобиля. Это означает, что если заемщик нарушает график
погашения кредита, банк вправе изъять автомобиль и за счет средств
от его продажи покрыть долги заемщика перед собой.
Для того, чтобы усилить свое право залога, банки поступают следу
ющим образом: они изымают у заемщика правоустанавливающий доку
мент на машину — технический паспорт. После оформления машины
в ГАИ этот документ в руки заемщика не попадает, банк забирает его
себе и хранит до тех пор, пока идут расчеты по кредитному договору.
Сам по себе техпаспорт владельцу автомашины может потребоваться
довольно редко.
Например, если машина продается. Но, по условиям кредитного
договора, обычно заемщик не вправе продать машину до тех пор, по
ка он не погасил кредит. А если он и продает машину в такой ситуа
ции, то должен делать это исключительно под контролем и с участием
банкакредитора.
Так вот, если, не дай Бог, заемщик стал испытывать проблемы с по
гашением кредита, то банк, недолго думая, изымет у него машину.
После чего продаст ее для покрытия долгов.
Надо сказать, что реализация изъятого имущества — это лакомый
кусочек бизнеса. И не исключено, что именно поэтому банки предпо
читают не прописывать в деталях порядок взаиморасчетов при
изъятии и реализации автомобиля, если он изымается у заемщика,
нарушившего условия кредитного договора.
Справедливость требует, чтобы, когда банк предъявляет требова
ние о досрочном погашении кредита, заемщик имел возможность
продать автомобиль по наивысшей цене, которая распределялась бы
следующим образом: сумма долга банку, остальное «неудачливому»
заяемщику.
На практике, когда за дело берутся профессионалы, все происходит
не совсем так. Имущество отбирается у заемщика и передается треть
ей стороне, которая проводит т.н. «аукцион». На этом аукционе иму
щество продается тому, кто предложил высшую цену. Тот становится
собственником имущества, передает деньги организатору аукциона, ко
Знакомство с автомобилем
287
торый за вычетом своей комиссии передает деньги кредитору, пога
шающему все действительные и мнимые долги заемщика перед собой,
после чего заемщик остается должен кредитору некоторую небольшую
сумму денег, которую кредитор все равно не прощает заемщику, а взы
скивает через суд.
Предположим, что иностранный автомобиль семейного класса
с примерной ценой 15 тысяч долларов прошел за 2 года 40 тысяч ки
лометров. На момент изъятия долг по кредиту (если он был выдан на
три года) составит около 4000 долларов. Рыночная цена автомобиля ..далее