ти на помощь, если ктото внезапно заболел... Конечно, кроме
автомобиля, у человека есть другие помощники: троллейбусы, трам
ваи, метро и пр. Но все же у автомобиля есть еще одно качество, ко
торым не обладают другие транспортные средства, — как верный пес,
он будет сутками ждать своего хозяина у порога и повезет его туда,
куда тот пожелает.
Но было время, когда автомобиль делал свои первые шаги. Слово
«автомобиль» в своей основе имеет два корня: «аутос» — «сам» и «моби
лис» — «подвижный» и означает «самодвижущаяся машина».
Первыми настоящими автомобилями можно назвать паровые дили
жансы. В 1765 г. русский механик Ползунов И. И. построил паровую
машину автоматического действия, а в 1769 г. она перебралась на по
возку. Сделал ее французский инженер Никола Кюньо. По размерам
и весу она не уступала современным тяжелым грузовым автомобилям.
Повозка была грубой формы и предназначалась по замыслу ее созда
теля для перевозки артиллерии. У нее имелось три колеса, из которых
одно впереди, ведущее и одновременно рулевое. Только вода и топли
во, необходимые для движения, весили целую тонну. Тяжело гружен
ное рулевое колесо было не под силу повернуть одному. С ним с трудом
справлялись два человека. Медный котел с топкой висел тяжелой
Введение
19
грушей впереди повозки и шипел, как Змей Горыныч, повозка ковы
ляла со скоростью не более 4 км/час. И всетаки она двигалась сама.
Пофранцузски «шофер» значит «кочегар», «истопник». И в самом деле,
водителю первых паровых автомобилей приходилось больше работать
кочергой, чем рычагами управления.
Изобретателями бензинового двигателя принято считать немцев
Готлиба Даймлера и Карла Бенца. Но свой поиск они строили не на
пустом месте. Многие узлы и агрегаты были разработаны до них рань
ше. Число их соавторов достигает 400. Даймлера поддержал один из
передовых людей того времени, Елинек, по имени дочери которого —
Мерседес — названа ставшая в дальнейшем всемирно известной марка
автомобилей.
Первые автомобили многими воспринимались как проявление
нечистой силы, дьявольщины или игрушками для взрослых. И чтобы
продемонстрировать практическую пригодность машин стать транс
портным средством, в июле 1894 г. были проведены первые автомо
бильные состязания. Старт приняли 102 автомобиля. Половина из них
не тронулась со старта, а на финиш пришло 13 бензиновых и 2 паро
вых автомобиля. Средняя скорость чемпиона равнялась 20,5 км/час.
И тем не менее автомобиль убедительно доказал свою пригодность
служить людям.
В царской России не было автомобильной промышленности.
И только 7 ноября 1924 г. на параде на Красной площади прошли пер
вые десять советских машин АМОФ15, собранные рабочими на не
достроенном при царе заводе Автомобильного московского общества.
Этот день принято считать днем рождения автомобильной промыш
ленности.
В 1925 г. советские конструкторы приступили к проектированию
первого отечественного автомобиля НАМИ1. С 1928 по 1931 г. всего
было выпущено более 400 автомобилей. Они успешно прошли испы
тания по маршруту Москва — Ленинград — Москва и Москва — Ялта —
Москва. Лед тронулся, за НАМИ появились более совершенные М1
(эмки), Л1, ЗИС110, Победа, Москвич 401, 402, 403, 407, 408, 412,
2141, Волга ГАЗ21, ГАЗ24, ГАЗ2410, ГАЗ3101, Запорожец ЗАЗ965,
966, 968, Жигули ВАЗ2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2107, 2108, 2109,
2110, ЗИЛ111, РАФ977, Таврия ЗАЗ1101, 1102, Тавриянова и др.
Энциклопедия начинающего автомобилиста
20
Роль автотранспорта очень велика. Грузооборот на автомашинах
превышает более чем в 50 раз речной флот и в 5 раз — железнодорож
ный транспорт. И роль его увеличивается.
Уже в первые годы существования автомобилей люди поняли, что
уверенно управлять опасным «дорожным снарядом» может не каждый,
что этому искусству надо учиться. Езда на автомобиле сейчас считает ..далее