их воспламенению. А слабая на это не способна. Кроме того, важно,
чтобы искра между электродами проскочила вовремя — в конце такта
сжатия, перед положением поршня в верхней мертвой точке. Это —
так называемое опережение зажигания или угол опережения зажи
гания, для каждого двигателя свой, регламентируемый.
От чего же зависит мощность искры? В обычной, контактной систе
ме зажигания, например, — от работы прерывателя. Чем дольше замк
нуты его контакты, тем лучше. Но и зазор между ними, определяющий
надежность и скорость размыкания, не должен быть слишком мал.
Нормируемый параметр здесь — угол замкнутого состояния контактов
(УЗСК), который обычно контролируют по величине зазора в преры
вателе. Разумеется, для каждой модели двигателя он свой.
Но мощность искры часто зависит и от более простых вещей. Преж
де всего — от напряжения в бортовой сети. А покуда мотор не запу
щен — от состояния аккумуляторной батареи.
Теперь мы подошли к стартеру. Его задача — крутить мотор, да
побыстрее, чтобы карбюратору хватало разрежения, а сжатие в цили
ндрах хорошо подогревало каждый заряд. Чем медленнее проворачи
вается коленвал, тем сложнее пустить двигатель.
Зимой стартеру особенно нелегко, и тем более если в двигателе
густое летнее масло. Его настолько трудно прокачать по системе смаз
ки, что порой ломается масляный насос, рвется корпус фильтра. Колен
вал вращается елееле, сжатие в цилиндрах медленное и слабое,
карбюратор работает плохо. Но и это не все! Нагрузка на стартер мак
симальная — и он сильно «подсаживает» батарею — настолько, что и
искры может не быть. Вот почему при зимнем пуске вязкость масла
часто играет «первую скрипку». Поскупились, сэкономили на смене
масла — неприятности обеспечены. Конечно, и при подходящем масле
бывает, что обороты коленвала малы — изза неполадок в самом старте
ре или батарее. Чуда не произойдет, если некогда заниматься машиной
летом — придется наверстывать в мороз, что для здоровья автомобиля
и его хозяина противопоказано.
Энциклопедия начинающего автомобилиста
318
6 способов пуска двигателя зимой
Эксплуатация машин в зимних условиях затрудняется изза низких тем
ператур воздуха, наличия снежного покрова, сильных ветров и мете
лей, а также сокращения светлого времени суток. Низкая температура
окружающего воздуха затрудняет пуск двигателя, оказывает отрица
тельное влияние на работу всех его систем и поддержание нормально
го теплового режима. Вследствие низких температур значительно
ухудшается испаряемость бензина и увеличивается плотность воздуха,
что приводит к значительному обеднению горючей смеси и плохому
ее воспламенению при пуске карбюраторных двигателей. В дизелях
вследствие повышения вязкости топлива и снижения температур воз
душного заряда в цилиндрах нарушаются условия смесеобразования
и ухудшается самовоспламенение дизельного топлива.
Переохлаждение двигателя в процессе его работы приводит к ухуд
шению смесеобразования и усилению конденсации горючего, в резуль
тате чего увеличивается его расход и снижается мощность двигателя.
Конденсат горючего смывает масляную пленку со стен цилиндров и
разжижает масло в картере, что приводит к резкому нарастанию износа
деталей двигателя и сокращению срока его службы. Особенно сильно
изнашиваются детали при пуске холодных двигателей.
Повышение вязкости масла при низких температурах воздуха вызы
вает резкое увеличение сопротивления вращению коленчатого вала,
что затрудняет достижение требуемой для пуска двигателя частоты
вращения коленчатого вала.
Как же всетаки обеспечить уверенный пуск двигателя зимой? Есть
несколько способов.
Первый способ — применять масла с низкой вязкостью М5/10
или М5/12 и аналогичного, с маркировкой SAE 10W30.
Таких масел сегодня в продаже достаточно. Они дадут возможность
стартеру развить пусковые обороты при температурах воздуха
до –20–25° С. Если в вашей местности температуры ниже, причем в те
чение длительного времени, то целесообразно использовать более ..далее