виде (диаметром 20 мм), а его оптимизированную (16миллиметровую)
версию. Все изделия будем испытывать на обычной «десятке» с восьми
клапанным мотором и тринадцатидюймовыми шинами. Наш «перекре
сток» — это, как обычно, пересечение двух мнений. Одно принадлежит
«активному» водителю, приверженцу динамичной, грамотной езды и
тюнинга, изменяющего ходовые качества автомобиля, а не его внеш
ний вид. Этот практик знает толк в том «что такое хорошо и что такое
плохо» в техническом смысле.
Его «дорогу» пересекает тоже любитель тюнинга, правда, с нес
колько иным подходом. Каким? Как нам кажется, самым массовым…
Технический подход
Первым делом прокатываем маршрут на стандартной машине — «запи
сываем» ощущения «на корочку».
Начинаем с усилителя кузова. Это увеличивает крутильную жесткость
кузова более чем на 25%. Это ведь целая четверть! Что за этим стоит —
прочность, а значит, долговечность кузова, самой дорогой составляю
щей автомобиля. Если при этом учесть наши плохие дороги.… Поэто
му проникаюсь к усилителю уважением, даже еще не садясь за руль
автомобиля с такой встроенной «железякой». Крепится она между
спинкой заднего сиденья и багажником, накрепко растягивая (или рас
пирая) кузов в зоне арок задних колес. Ничему не мешает. Даже если
спинку заднего сиденья придется снять, то доступ из салона в багажник
Жизнь автомобилиста
705
ничем не перекрывается. Но все же интересно, как это усилитель
повлияет на поведение автомобиля.
По прямой «десятка» идет как по ниточке, нисколько не реагируя
на мелкие неровности в асфальте. Нет нужды подруливать на любых
скоростях вплоть до 150–160 км в час даже при пересечении под ост
рым углом продавленной в асфальте колеи тяжелыми грузовиками —
стандартная «десятка» при таком «упражнении» норовит рвануть в сто
рону. При небольших поворотах руля, например, при перестроении
на шоссе, машина управляется заметно четче и точнее. В плавных
поворотах ощущается эффект легкого подруливания задней оси,
помогающей вписаться в поворот. Даже при сворачивании с дороги
в дворовый проезд машина помогает мне поворачивать. Интересно!
Теперь о недостатках. Несколько ухудшилась информативность на ру
ле. При небольших его поворотах усилие на баранке возрастает ме
нее заметно, чем на обычной «десятке», хотя на в этом плане оставляет
желать лучшего.
Плохо «подсказывает» машина, что начала отклоняться от курса.
Но это мелочь, с которой можно мириться. А вот и более интересная
закавыка. При входе в быстрый поворот рывком, да еще на большой
скорости возникает легкий занос, активизирующийся с ростом боко
вой силы. Этот занос лучше корректируется добавлением газа, чем по
воротом руля. После двухтрех повторов мне это даже нравилось, хотя
«чайника» такое поведение может напугать. И при его неправильных
действиях привести к неприятным последствиям. Чем быстрее, актив
нее и неграмотнее входить в поворот, тем больше шансов развернуться
в нем задом наперед.
Добавляем переднюю растяжку, и теперь «десятка» «упакована»
предложенным комплектом. Повторяю заезды. Информативность на
руле улучшилась (практически вернулась к той, что на «стандарте»).
Несколько активизировался самовозврат руля. На прямой теперь «де
сятка» ведет себя как стрела, выпущенная из лука! Но самое приме
чательное то, что избыточная поворачиваемость, проявлявшаяся в
быстрых поворотах слегка «приутихла». Машина продолжает помогать
прописывать кривую поворота эффектом, напоминающим подрулива
ние задней оси, но уже более деликатно. При этом она менее требо
вательна к профессионализму «пилота». Этот комплект мне нравится!
Энциклопедия начинающего автомобилиста
706
Теперь попробуем еще один компонент — стабилизатор. Этот уже
из другой серии — доработка подвески. Вариантов его установки сего
дня мы имеем целых четыре: стабилизатор можно поставить на стан
дартную машину, можно «скрестить» его с растяжкой или с усилителем ..далее