пом, снижается скорость безопасного прохождения поворотов и порог
начала аквапланирования, происходит интенсивный износ шин, узлов
ходовой части, ухудшается освещение дороги и происходит ослепле
ние встречных водителей. Особенно не любят неисправные амортиза
торы системы АБС, ПБС и Traction Control. Их датчики настроены на
отслеживание поведения колес, катящихся по земле, а не вращающих
Эксплуатация и ремонт автомобиля
511
ся со страшной силой в воздухе. Электронные «мозги» этих систем
путаются и дают неверные указания исполнительным механизмам.
Самое же главное — ухудшается управляемость, автомобиль начи
нает рыскать, особенно при изменении скорости (разгоне или тормо
жении). Самое же последнее, но то, что принято замечать сразу, —
значительно снижается комфортность поездки, машину трясет, вибра
ция становится неравномерной и часто сопровождается стуками. Это
первый очевидный признак неисправности амортизаторов. Значит,
пришло время для их осмотра и диагностики.
Диагностика амортизаторов
Выделяют четыре способа диагностики амортизаторов — от самого
поверхностного до «глубинного» с применением, конечно же, микро
процессоров и компьютеров.
1. Визуальный осмотр
Несмотря на то, что амортизатор как будто специально располо
жен в самом неудобном для осмотра месте, этот тест один из самых
достоверных и, несомненно, дешевых и оперативных. На амортизато
ре может быть заметен масляный «туман», но не должно быть подте
ков. Подтеки масла свидетельствуют о потере герметичности и о том,
что амортизатор уже «кончен» или недалек от этого. Если при провер
ке у вас возникли сомнения, протрите амортизатор насухо и осмотрите
его через несколько дней работы.
Обратите внимание на состояние буфера отбоя и пыльника. Масло,
попавшее на их поверхность, не только говорит о проблемах аморти
затора, но и приводит к их очень быстрому разрушению. Это еще бо
лее ускорит выход из строя всего амортизатора — своеобразный
эффект снежного кома.
Важнейшим элементом визуального осмотра является состояние
шин. Если на их поверхности, особенно по боковой кромке, наблюда
ются неравномерные пятна износа, это явный знак неисправности
амортизаторов. Можно также наблюдать за поведением колеса при
движении из другого автомобиля. Здесь не нужно быть экспертом, что
бы заметить, если оно «скачет», и что амортизатор неисправен.
Еще одним «визуальным» тестом является осмотр штока. Визуаль
ным в кавычках, потому что, в отличие от всего сказанного выше,
Энциклопедия начинающего автомобилиста
512
амортизатор нужно снимать. Тем не менее, если на полированной
поверхности вы обнаружили следы от зажимов или пятна ржавчины —
меняйте амортизатор. Другим печальным сигналом может быть износ
хромового покрытия в виде пятна с одной стороны. Это следствие не
правильной затяжки при установке, приведшей к несоосности цилин
дра и штока. Результатом также будет потеря герметичности и выход
амортизатора из строя.
2. Тест на «покачивание»
Самый известный и самый критикуемый тест. Действительно,
раскачав автомобиль за угол и отпустив его в нижней точке, можно
выявить только заведомо «убитый» амортизатор. С ним автомобиль
будет продолжать колебания. Однако если он встал «как вкопанный»,
это может означать совсем не работающий, а наоборот, заклинивший
амортизатор. Делайте этот тест больше для самоуспокоения и старай
тесь «поймать» момент начала потери рабочих свойств при движении.
3. Оценка управляемости автомобиля в движении
Комфорт в автомобиле при его движении — понятие гораздо более
субъективное, чем устойчивость и управляемость. Неисправные амор
тизаторы приводят к тому, что на скоростях начиная с 80 километров
в час автомобиль начинает рыскать, особенно при встрече с мелкими
неровностями дороги. Снижается курсовая устойчивость, начинается ..далее