Достижение этих целей требует знаний о том, какие объекты
дорожнотранспортной обстановки представляют наибольшую опас
ность с точки зрения безопасности движения, местах их возможного
расположения, признаках, характеризующих их. Однако этого недо
статочно, необходимы еще и практические навыки. Для их формиро
вания может быть использован метод комментируемого управления
автомобилем. Он заключается в том, что обучаемый, управляя авто
мобилем, рассказывает инструктору о всех важных объектах, которые
он обнаружил на дороге, и о том, на основе каких признаков он су
дит о степени их опасности. Инструктор, сидящий рядом, поправляет
или дополняет его рассказ.
Таким образом инструктор выполняет и исправляет ошибки обучае
мого, которые трудно обнаружить, просто наблюдая за его поведением.
Водитель, проходящий обучение по этому методу, сможет избавиться
от рассеянности как при восприятии ДТС, так и при ее анализе.
Обучаемый должен рассказывать об увиденных им важных объек
тах и событиях как можно более кратко, используя минимальное коли
чество слов.
Обучаемый должен постоянно контролировать безопасность
выбранной им траектории и скорости движения, т.е. курса движения
своего автомобиля. При этом вслух он говорит: «Курс безопасный»
или «Курс опасный». Если курс опасный, то надо отметить те объекты,
изза которых движение осложняется.
Представьте себя на месте водителя автомобиля. Проанализируйте
важные события ДТС. При проведении анализа задавайте себе следу
ющие вопросы. Что данное событие или объект значат, с точки зрения
безопасности движения? По каким признакам можно судить о степе
ни их опасности? После того как вы оценили, какие объекты представ
ляют наибольшую важность и как они могут повлиять на выбранный
вами курс движения, можно решить, какие параметры и признаки вы
деленных объектов необходимо контролировать, чтобы подтвердить
сделанные предположения о возможном развитии опасности.
Правильное и своевременное осознание водителем сложности
и опасности ДТС, в свою очередь, определяется уровнем развития его
Знакомство с автомобилем
99
навыков анализа дорожнотранспортной обстановки и ее предвидения.
Водитель обнаруживает и реагирует значительно быстрее на те объек
ты и события, которые он заранее ожидал, т.е. вероятность появления
которых в данной ДТС, по его мнению, большая. На неожиданные
объекты и события он реагирует с запаздыванием. Обычно водители
недооценивают события с малой вероятностью возникновения в дан
ной ДТС.
Например, появление пешехода изза стоящего на безлюдной дороге
автомобиля или появление автомобиля изза крутого поворота на до
роге с малой интенсивностью движения. Лучший путь устранения та
ких ошибок — это предварительное изучение особенностей выбранного
для движения маршрута, а также управление автомобилем по принципу
«лучше лишний раз переоценить вероятность опасного события, чем
стать его жертвой».
Прогнозирование опасности
Для водителя в первую очередь важно уметь предвидеть возможные
изменения дорожнотранспортной обстановки, в которой он дви
жется. Основой такого прогноза служат опыт водителя, его знания и
та информация об обстановке на дороге, которую он получил с по
мощью наблюдения и анализа. Анализируя информацию, водитель
только выделяет наиболее важные объекты и события, при прогно
зировании же он предполагает, как они будут влиять на безопасность
движения.
Логически процесс прогнозирования можно представить как отве
ты на следующие вопросы. Что может произойти в ближайшем буду
щем? Что произойдет с большей вероятностью? Представляет ли это
непосредственную или потенциальную опасность? Какова опасность
ситуации в целом? Для примера рассмотрим конкретную ситуацию.
Например, вы движетесь на подъеме по незнакомой дороге. Других
автомобилей не видно. Дорога впереди слегка уходит вправо, и поэто ..далее