пасность автомобиля. Наличие высокого кузова или полуприцепа
у грузового автомобиля резко ухудшает задний обзор автомобиля.
Для увеличения обзора устанавливают панорамные (без попе
речной стойки) стекла, подбирают оптимальные углы наклона стекол
и капота, оборудуют автомобиль зеркалами заднего вида. Стойки кузо
ва и его элементы могут ограничивать обзор, образовывать «слепые»
зоны.
Энциклопедия начинающего автомобилиста
70
Хорошей передней обзорностью обладают грузовые автомобили
с кабиной, расположенной над двигателем (МАЗ, КамАЗ). Обзор
ность — неизменяемое конструктивное качество каждой модели авто
мобиля, однако она может ухудшаться в непогоду изза неработающей
щетки стеклоочистителя, налипания снега, грязи и т.п. Так как основ
ную информацию о среде движения водитель получает через органы
зрения, обзорность автомобиля играет важную роль в обеспечении
безопасности движения.
Для того чтобы намерения водителя были понятны другим участ
никам движения, он пользуется средствами сигнализации. Среди свето
вых приборов сигнализации имеются указатели поворотов, передние
и задние габаритные фонари (подфарники), стопсигналы. Все транс
портные средства для лучшей видимости в темное время имеют отра
жатели света: сзади — красные, на боковых сторонах — оранжевые, на
передней части прицепов и полуприцепов — белого цвета. Они также
оборудуются фонарем для освещения заднего номерного знака.
На всех автомобилях устанавливаются фары дальнего и ближнего
света, могут быть установлены также противотуманные фары и фары
заднего хода. Свет всех фар может быть белый или желтый.
Общая цель оборудования указанными приборами — повысить безо
пасность автомобиля.
Кроме указанных традиционных приборов, на некоторых зарубеж
ных автомобилях устанавливаются радары, сигнализирующие водите
лю об опасном сокращении дистанции между автомобилями, а также
навигационное оборудование, позволяющее водителю точно опреде
лять свое местонахождение на местности. Представляет удобство вы
пускаемый в Канаде ультразвуковой прибор, предотвращающий наезды
на объекты при движении задним ходом путем подачи водителю зву
кового сигнала при опасном приближении. Установленный на автопо
езде прибор позволяет подъехать задним ходом к краю погрузочной
платформы на расстояние 25 мм без помощи посторонних лиц или
зеркала заднего вида.
Кроме обычных средств внутренней информативности автомобиля
(контрольноизмерительные приборы), многие автомобили оборуду
ются сигнализаторами аварийного падения давления, отказа тормоз
ных контуров, состояния шин, тормозных и рулевого механизма,
Знакомство с автомобилем
71
закрытия дверей автомобиля и др. Помимо удобств, такие приборы
дополнительно повышают активную безопасность.
Приемы маневрирования
Техника прохождения поворотов. Она различается в зависимости от угла
поворота дороги (ее кривизны). Однако независимо от геометрии и
других особенностей — конкретных закруглений дороги — можно сфор
мулировать наиболее общие правила их прохождения.
1. На любом закруглении дороги автомобиль начинает испытывать
на себе действие боковой силы, которая стремится сдвинуть его в про
тивоположную повороту сторону. Эта сила тем больше, чем выше
скорость движения по кривой и меньше ее радиус (пропорциональна
квадрату скорости и обратно пропорциональна радиусу поворота).
2. За счет упругости подвески и сил бокового сцепления шин с до
рогой автомобиль может двигаться на повороте без бокового сколь
жения. Однако даже небольшого превышения скорости достаточно,
чтобы нарушилось силовое равновесие и автомобиль заскользил на
повороте вбок, увеличивая радиус траектории движения. Правильный
выбор скорости движения на повороте — основа его безопасного про
хождения. ..далее